Конституция РФ 1993 года в правовой системе России

Конституционное право – ведущая отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между гражданином, обществом и государством. В отличие от большинства других отраслей права конституционное право находится на стыке права и политики, что предполагает программный характер ряда конституционно-правовых норм и возможность их полноценной реализации в определенной перспективе. Конституционное право опирается на ряд источников, обеспечивающих стабильное и поступательное развитие гражданского общества и государства.

Наиболее важными среди них являются:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры Российской Федерации.
  3. Федеральные конституционные законы.
  4. Федеральные законы.
  5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
  6. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
  7. Акты федеральных и региональных органов исполнительной власти.
  8. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
  9. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации – нормативный правовой акт особой правовой природы, который обладает высшей юридической силой, определяет основы конституционного строя, правовой статус личности, государственное устройство, систему и структуру органов государственной власти и систему местного самоуправления. Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от конституций советского периода, весьма значительны.

Во-первых, Конституция Российской Федерации 1993 года была принята в ситуации глубокого общественно-политического и экономического кризиса, она стала определенным компромиссом между различными политическими силами внутри общества, но одновременно с этим Конституция 1993 года значительно укрепила позиции Президента России, превратив его в действенный механизм, контролирующий согласованное функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Кроме того, будучи принятой на волне демократизации общества, Конституция 1993 года включила в свое содержание принципы демократического правового государства, разделения властей, светского и социального государства, автономии личности от государства.

Во-вторых, Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории России. Данное положение означает признание за Конституцией 1993 года центральной и системообразующей роли в процессе утверждения конституционного строя, идеи демократической правовой государственности, идеи главенствующего положения Конституции и федеральных законов в правовой системе государства. Помимо этого, идея верховенства Конституции также означает безусловное подчинение ее положениям как граждан страны, так и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

В-третьих, Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, что предполагает подчинение ее положениям всех без исключения граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Также данное положение означает, что все законы, подзаконные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации не могут противоречить нормативным установлениям Конституции.

В-четвертых, Конституция Российской Федерации является ядром всей правовой системы страны и определяет векторы развития правовой политики государства в долгосрочной перспективе. Данное положение означает, что ни один орган публичной власти и ни одно должностное лицо не может инициировать принятие нормативных правовых актов, которые идут вразрез с нормативным содержанием Конституции или ставят под сомнение те основы конституционного строя, которые в ней зафиксированы.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют. Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции.

Интересно
Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, степень развития той или иной сферы общественных отношений, процессы совершенствования юридической техники. Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной.

Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 года и в Конституции РСФСР 1978 года, совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР. Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 года в качестве одной из последних глав (гл. XI). Только в Конституции 1978 года раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 года предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

В итоге Конституция 1993 года не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция 1993 года ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в статье 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России. По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов.

Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает в себя девять глав. Они называются:

  1. Основы конституционного строя (глава 1).
  2. Права и свободы человека и гражданина (глава 2).
  3. Федеративное устройство (глава 3).
  4. Президент Российской Федерации (глава 4).
  5. Федеральное Собрание (глава 5).
  6. Правительство Российской Федерации (глава 6).
  7. Судебная власть и прокуратура (глава 7).
  8. Местное самоуправление (глава 8).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (глава 9).

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

  • первая глава называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции РСФСР она именовалась «Основы общественного строя и политики», что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);
  • зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания», причем Советы рассматривались как антипод парламенту);
  • перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства, обеспечивающего развитие государственности и выступающего в качестве гаранта Конституции;
  • последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (при этом Президент Российской Федерации не отнесен ни к одной из ветвей власти);
  • закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);
  • отсутствует глава о государственном плане экономического и социального развития России;
  • название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

В целом по своей структуре Конституция Российской Федерации 1993 года в отличие от Конституции РСФСР 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав. Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой. Положения второго раздела – действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций.

Важно отметить, что к неоспоримым достоинствам Конституции 1993 года относятся установление в ней гарантий частной собственности и отношений народовластия, высшим выражением которого являются референдум и свободные выборы. Процедура внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Согласно статье 134 Конституции предлагать изменения в текст конституции могут Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Поправки в Конституцию могут быть внесены указом Президента Российской Федерации, федеральным конституционным законом, законом Российской Федерации о поправке к Конституции.

Интересно
Ключевые положения Конституции Российской Федерации – основы конституционного строя (гл. 1), права и свободы человека и гражданина (гл. 2) и принципы изменения конституции (гл. 9) – не подлежат пересмотру или изменению. В случае, если их изменение поддержат три пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, производится созыв Конституционного Собрания.

Оно должно принять решение о сохранении действующей Конституции или разработать проект новой Конституции. Новая Конституция может быть принята самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов, либо вынесена на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если ее поддержали более половины принявших участие в голосовании (при этом само голосование считается состоявшимся только при участии в нем более половины избирателей).

Поправки, касающиеся федеративного устройства Российской Федерации, органов исполнительной, законодательной, судебной власти, местного самоуправления, принимаются законом Российской Федерации о поправке к Конституции и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Изменения в статью 65 Конституции, в которой перечисляются субъекты Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта. При простом изменении названий регионов изменения в статью 65 вносятся указом главы государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)