Конституционный строй и его основы

Конституционный строй – правопорядок, при котором государство гарантирует демократические основы государственности, регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина, а граждане, в свою очередь, выполняют конституционные обязанности.

Несомненно, конституционный строй – крайне широкое и многогранное понятие, которое регламентирует порядок взаимодействия гражданина, гражданского общества и государства. Если прописывать в Конституции конституционный строй в полном объеме, то это займет слишком много места и Конституция превратится в очень длинный нормативный правовой акт, и будет плохо восприниматься гражданами.

В этой связи Конституция Российской Федерации закрепляет лишь основы конституционного строя России, представляющие собой базовые устои жизни государства и общества. Наиболее значимыми из них являются следующие.

Народовластие (народный суверенитет). Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране; во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Существование российского государства как организации всего народа. Государственной основой конституционного строя и его выражением в масштабах всей страны является российское государство. Его официальные наименования – Российская Федерация и Россия.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Конституция Российской Федерации содержит и еще ряд основополагающих характеристик российского государства (социальное, светское). Можно отметить в совокупности следующие главные его черты.

Во-первых, это демократическое государство, в основе которого власть народа, публичное осуществление государственных функций, свободные периодические выборы, механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, гуманистическая направленность политического режима.

Во-вторых, Россия – федеративное государство. Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. ее власть распространяется на территорию всей страны и никем не может быть ограничена ни извне, ни внутри. Россия имеет территориальное верховенство, т.е. обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В-третьих, Россия – правовое государство. Это означает, что действия различных органов и должностных лиц, общественных объединений, поведение граждан должны соответствовать Конституции и закону. Никто не может вопреки правовым предписаниям устанавливать свои правила, регулирующие жизнь граждан, их сообществ, территорий.

Нарушители закона несут ответственность; при этом гарантируются объективное разбирательство, защита интересов личности, общества и государства, назначение справедливого наказания судом, иным уполномоченным органом; недопустимы произвол и превышение закона, обеспечивается обжалование решений и действий органов, должностных лиц со стороны граждан и их объединений. В Российской Федерации как правовом государстве действует конституционный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Интересно
В-четвертых, Россия – государство с республиканской формой правления. Это означает, что главой государства в Российской Федерации является Президент Российской Федерации, избираемый гражданами в ходе прямых периодических выборов. Выборным органом является и Государственная Дума Федерального Собрания – одна из двух палат парламента Российской Федерации.

Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления также подлежат избранию населением. Кроме того, в большинстве субъектов Российской Федерации избираются непосредственно населением главы органов исполнительной власти (высшие должностные лица).

В-пятых, Россия – социальное государство. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В-шестых, Российская Федерация – светское государство (ст. 14 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2).

Отражая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный и зарубежный опыт и стремится обеспечить полноценный механизм реализации и защиты конституционных прав и свобод. В этих целях Российская Федерация открыла доступ к обращению за защитой нарушенных прав и свобод своим гражданам в Европейский Суд по правам человека, а также учредила должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных омбудсменов.

Политический плюрализм. Согласно статье 13 Конституции 1993 года в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Политический плюрализм предполагает наличие различных политических течений в обществе, что в совокупности со свободой образования политических партий не допускает установления в стране однопартийной политической системы и предотвращает возможность узурпации власти. Принцип политического плюрализма и конституционные гарантии его незыблемости – это неотъемлемые спутники демократического правового государства.

Идеологическое многообразие. Данный принцип не допускает существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, – предусмотрено в Конституции (ст. 13), – не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести, и др. Благодаря идеологическому многообразию возможно существование различных политических платформ, разнообразие мнений о путях развития страны, а также наличие политической оппозиции.

Разделение властей. Статья 10 Конституции 1993 года закрепляет положения, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Важно отметить, что разделение властей не может существовать в отрыве от идеи демократического правового государства, но при этом без прямого закрепления в Конституции, а также без установления конкретных гарантий его соблюдения, оно оказывается в опасности. Именно по этой причине последовательная реализация данного принципа и разделение полномочий между ветвями власти на уровне Конституции – залог поступательного развития государства.

Проблемы построения правовой государственности в России. Укрепление конституционного строя России невозможно без наличия правовой государственности, означающей подчинение Конституции и законам как рядовых граждан, так и государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов и руководства страны. Неспособность обеспечить подчинение законам грозит разрушением основ конституционного строя для любого государства.

По этой причине России важно учитывать те проблемы, которые препятствуют построению устойчивой правовой государственности в стране.

Среди них следует назвать:

  • высокий уровень коррупции, которая подрывает доверие граждан к работе государственного аппарата в целом и ставит под сомнение способность государства добиться неукоснительного соблюдения законов всеми гражданами страны;
  • значительный уровень преступности в нашей стране, и, в первую очередь, преступности несовершеннолетних;
  • юридическое несовершенство законов, принятие ряда законов в очень сжатые сроки.

Только тогда, когда России удастся снизить уровень преступности и коррупции, а в системе законодательства будет наведен порядок, мы сможем говорить о том, что в стране действует упорядоченная система законодательства, исключающая возможность принятия различных решений в аналогичных ситуациях.

Безусловное подчинение закону в свою очередь повысит его авторитет в глазах граждан страны, и тогда правовая государственность и идея подчинения закону, правомерного поведения укрепятся в сознании населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)