Федеративное устройство государства

Конституция 1993 года в статье 1 определила Россию как федеративное государство. В отличие от унитарного государства, в котором все части страны подчиняются центру и не играют никакой самостоятельной политической роли, в федеративном государстве публичная власть в определенных пределах децентрализована: полномочия федерального центра и субъектов Федерации строго разграничены, а сами субъекты Федерации не обладают государственным суверенитетом.

Российская Федерация включает в свой состав 85 субъектов Федерации, которыми являются республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в статье 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоявшее время находится 22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения – Москва, СанктПетербург и Севастополь. Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (статья 70), столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации – место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Специфика современного российского федерализма, на наш взгляд, также заключается в следующих аспектах:

  • современная Россия изначально и исторически во многом была унитарным централизованным государством, федерацией она была провозглашена лишь в начале ХХ века, что предопределило трудности в развитии механизмов децентрализации власти;
  • изначально Российская Федерация формировалась по смешанному принципу: в ее состав входили как территориальные, так и национальнотерриториальные и практически в чистом виде национальные образования, что предопределило разнообразие российских регионов;
  • закрепление разграничения полномочий между федеральным центром и регионами зафиксировано непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • федеративная природа России гарантирует единство экономического, политического, правового, социального и культурного пространства;
  • Российская Федерация создает необходимые условия для гармоничного развития всех субъектов Федерации, входящих в ее состав;
  • в Российской Федерации в структуре федерального парламента (Федерального Собрания Российской Федерации) образована специальная палата, призванная отстаивать интересы регионов в федеральном законодательном процессе, – Совет Федерации.

Особенности федеративного устройства России. Современный российский федерализм насчитывает уже 25 лет своей истории. За данный период менялась специфика и векторы построения федеративного государства в России, процессы децентрализации, получившие в литературе название «парад суверенитетов», сменились процессами централизации, но неизменным осталось то, что гражданами России сама страна воспринимается как единое федеративное государство, которое включает в свой состав субъекты Федерации, осознающиеся гражданами страны как части единого государства. Безусловно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет свою уникальную историю, особенности культуры; субъекты отличаются друг от друга национальным составом, численностью, плотностью населения и территорией, которую они занимают.

Вероятно, в этом и заключается одна из главных характерных черт российского федерализма – российские регионы разнообразны, но вместе с тем они едины, и по этой причине Российская Федерация воспринимается самими гражданами как единое суверенное государство. Такое восприятие страны полностью соответствует концепции государственного суверенитета Российской Федерации, в соответствии с которой последний распространяется на всю территорию страны и ее население.

Второй особенностью российского федерализма является то, что в современной России федеративный принцип построения государства служит элементом укрепления демократического политического режима, а также необходимым средством развития институтов гражданского общества. Именно федерализм служит тем интегрирующим началом, который перекрещивает в себе интересы государства и жителей конкретных территорий России.

Третьей характерной чертой современного российского федерализма является то обстоятельство, что федеративному принципу построения Российской Федерации на региональному уровне корреспондирует институт местного самоуправления, который является логическим продолжением публичной власти на местах и на котором эта власть собственно замыкается.

Четвертой характерной чертой федерализма в России является процесс медленного, но верного укрупнения российских регионов. Если к моменту принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году в России насчитывалось 89 субъектов Федерации, то в настоящее время с учетом вхождения в ее состав Республики Крым и города федерального значения Севастополь в составе России насчитывается 85 субъектов Федерации.

На наш взгляд, данный вектор развития Российской Федерации представляется целесообразным и оправданным, поскольку как уже было отмечено нами ранее, в России имеется немало субъектов Федерации с относительно небольшой территорией и численностью населения, которые могут быть отнесены к более крупным и населенным субъектам Федерации.

Пятой особенностью современного российского федерализма является тот факт, что он обеспечивает суверенитет наций и народов, проживающих на ее территории. Кроме того, российский федерализм предполагает свободное развитие народов, обеспечивая их права на национально-культурную, историческую и религиозную свободу во взаимоотношениях с федеральным центром.

В этом отношении, по нашему мнению, и проявляется весомое преимущество федерализма над унитаризмом. Распределение властных функций и полномочий, гарантии осуществления разнообразия в культурной сфере гарантируют демократизм государственной власти и свидетельствуют о демократической природе федеративного устройства многонационального государства. Принципы федеративного устройства России. Федеративное устройство современной России базируется на целом ряде конституционных принципов, обусловливающих федерализм не только как принцип организации государства, но и как ценность.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации к принципам федеративного построения и функционирования Российской Федерации относятся:

  1. Государственная целостность Российской Федерации.
  2. Единство системы государственной власти.
  3. Равноправие субъектов Российской Федерации между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
  4. Равноправие и самоопределение народов.
  5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации исчерпывающим образом фиксирует исключительные предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Статья 71 Конституции 1993 года относит к исключительному ведению Российской Федерации:

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территорию Российской Федерации;
  • регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защиту прав национальных меньшинств;
  • организацию публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральную государственную собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность;
  • внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
    оборону и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
  • определение статуса и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • судоустройство; прокуратуру; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистию и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • федеральное коллизионное право;
  • метрологическую службу, стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наименования географических объектов; метеорологическую службу; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  • федеральную государственную службу; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
    природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;
  • координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
    административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)