Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:
- Президент Российской Федерации;
- Совет федерации;
- Государственная дума;
- Правительство Российской Федерации;
- Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- Группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.
Порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра регламентируется гл. 9
Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:
- пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
- поправки к остальным главам (кроме ст. 65);
- внесение изменений в ст. 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
- внесение изменений в ст. 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.
Изменения в ст. 65 не устанавливают какие‑либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент, поэтому эти изменения вносятся в упрощенном порядке: изменения, определяющие состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции Российской Федерации); в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции (ч. 2 ст. 137 Конституции).
Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции).
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»: поправки в главы 3–8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституции используется термин «пересмотр положений» этих глав. Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. Таким образом, поправки могут быть внесены лишь в главы 3–8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную думу. Если это предложение будет принято Государственной думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов).
После этого должно быть созвано Конституционное собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе (пока такого закона нет).
Конституционное собрание принимает одно из следующих решений:
- подтверждает неизменность Конституции;
- разрабатывает проект новой Конституции, который:
- принимается самим Конституционным собранием двумя третями голосов или
- выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие не менее половины избирателей.
- Понятие международного экономического права
- Дипломатическое и консульское право
- Понятие международного права и его роль в международных экономических отношениях
- Коммерческая, служебная и иные виды охраняемой законом тайны
- Правовые основы защиты государственной тайны
- Виды юридической ответственности
- Юридическая ответственность как вид общественной ответственности
- Виды правонарушений и понятие преступления
- Правомерное поведение и правонарушение
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу