Конституционно правовые источники

Нормативно-правовая база осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации имеется как на национальном, так и международно-правовом уровнях. То есть государство, принимая национальные законодательные и другие нормативные правовые акты, а также заключая международные договоры (или присоединяясь к ним), создает юридический комплекс из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на его территории иностранную инвестиционную деятельность.

Как известно, в рамках правовой системы источники права, выстроенные по принципу их иерархической соподчиненности, образуют систему источников права.

Ее вертикальная структура строится таким образом, что предписания нисходящих источников права создаются на основе и во исполнение норм вышестоящих источников и любая норма в рамках этой системы должна соответствовать нормам источника высшей юридической силы, замыкающего эту вертикаль.

Высшей юридической силой в России обладает Конституция РФ, образуя основу отечественной системы права. В сфере правового регулирования иностранных инвестиций Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы:

  • национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62);
  • недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35);
  • отнесение к исключительной компетенции Российской Федерации наиболее важных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. “ж” ст. 71), внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. “л” ст. 71);
  • гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство;
  • правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. “о” ст. 71);
  • запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 74).

В последнее время в юридической научной литературе разрабатывается вопрос о конституционной экономике, т.е. о новом научном направлении, изучающем принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.

Авторы подчеркивают, что комплексный подход к исследованию проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение, поскольку позволяет преодолеть традиционное для юристов незнание вопросов экономики, а для экономистов – незнание вопросов права, особенно конституционного. По их мнению, к числу практических задач относится выявление конституционно-правовых предпосылок эффективного развития экономики. В полной мере можно, на наш взгляд, отнести эту необкатанную пока концепцию и к анализу международных экономических отношений.

Принципы правового государства, демократия, разделения властей, неприкосновенность частной собственности, свободы договора, стабильности гражданского оборота и т.д. – эти основополагающие принципы выступают каркасом любой цивилизованной экономики, в том числе и на международной арене, поскольку существует неразрывная и взаимообусловленная связь между внутренней и внешней экономической политикой. По большому счету, речь идет о конституционных основах обустройства общественной жизни.

Интересно
Вышеперечисленные принципы в большей или меньшей степени воплощают в себе в наиболее концентрированном виде дух и смысл Конституции РФ. Являясь конституционными принципами рыночной экономики, имеющей также транснациональный характер, они образуют основы экономического строя нашей страны.

Конституция любого государства уже в силу своих сущностных свойств и предназначения прямо или косвенно включает ценностные характеристики общественного и государственного строя конкретной страны на определенном этапе ее истории, цели и ориентиры дальнейшего развития. Конституционное право – основа правовой системы государства. Его нормы обладают высшей юридической силой в системе, верховенством в отношении всех остальных норм. Право государства на определение правовой системы реализуется прежде всего его Конституцией.

Конституционное регулирование экономических отношений сводится прежде всего к провозглашению модели экономики, которая предопределяется типом социально-экономической системы. Как для России, так и большинства стран мира, таковой является рыночная экономика. Хотя данная характеристика экономики прямо не закреплена в Конституции РФ, соответствующий принцип вытекает из норм о признании многообразия и равноправии форм собственности (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9), а ее либеральный вариант проявляется в практическом отсутствии норм о государственном участии в экономической жизни общества. Вместе с тем российское государство провозглашается социальным государством (ст. 7).

Как доказывалось выше, новой вехой принципиального характера в развитии конституционного права стало принятие в 1993 г. новой Конституции РФ, которая ввела принцип “включенности” и признала приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их противоречия, что направлено на разрешение проблемы “вхождения” международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство.

В результате в России были созданы конституционные гарантии осуществления норм международного права. Конституция РФ определила: “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора” (ч. 1 ст. 15). В ее развитие Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации” от 1995 г. установил, что положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)