Конкуренция как социально-экономическое явление

Конкуренция – это экономическое соперничество (борьба) между субъектами экономики в процессе реализации ими своих интересов. Конкуренция не только показывает, как эффективно производить товары и услуги, но и заставляет фирмы, чьи доходы зависят от рынка, либо подражать добившимся успеха, либо частично или полностью лишиться своих доходов.

Тем самым, конкуренция осуществляет безличностное давление на всех субъектов рынка. Возникновение конкуренции возможно в следующих случаях.

Между производителями товаров и услуг. Ее объектом в этом случае могут быть экономические ресурсы, потребительские товары, а в итоге денежные средства потребителей. Как известно, поведение производителей на рынке графически выражается через кривую предложения.

Зона конкуренции производителей всегда расположена выше кривой предложения. Любая точка А этой области экономически реализуема производителями, причем, движение из точки А вниз означает, что производители стремясь реализовать свою продукцию снижают цену.

Движение из точки А по горизонтали означает, что производители стремятся расширить сбыт продукции при сохранении данной цены. Все точки находящиеся ниже кривой предложения, являются областью нереализуемой конкуренции, потому что цены в ней не обеспечивают безубыточного производства.

Конкуренция между потребителями при покупке товаров и услуг.

Поведение потребителей на рынке описывается с помощью кривой спроса.  Область конкуренции потребителей лежит ниже кривой спроса. Движение из точки В вверх означает, что потребители готовы купить данный товар по более высокой цене.

Движение из точки В по горизонтали, говорит о том, что потребители заняты поиском данного товара при сложившемся уровне цен. Конкуренция между продавцами и потребителями при установлении рыночных цен.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)