Конкуренция и ее влияние на уровень цены

Конкуренция бывает ценовая и неценовая.

При ценовой конкуренции фирмы-продавцы, следуя кривой спроса, снижают цены ниже рыночных.

При этом конкуренты, не располагающие возможностями снизить цену, не могут удержаться на рынке: они уходят с него или разоряются.

В случае неценовой конкуренции фирмы-продавцы стараются привлечь покупателей в первую очередь уникальными свойствами товара, например, его технической надежностью или высоким качеством.

В зависимости от форм конкуренции также принято различать следующие типы рынков:

  • чистой (или «свободной») конкуренции;
  • монополистической конкуренции;
  • олигополистической конкуренции;
  • чистой (или «абсолютной» монополии).
  • монопсонный.

Рынок чистой (свободной) конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей взаимозаменяемого товара, которые не оказывают особого влияния на уровень текущих цен.

Поскольку количество продавцов и покупателей на таком рынке достаточно велико, например, несколько тысяч, то ни один из них не способен повлиять на процессы, и, прежде всего, на текущие цены).

На таком идеальном рынке продавец и стоящий за ним производитель могут улучшить свои позиции только лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или повышения ее качества. При этом достигается одновременный выигрыш производителя и потребителя, который покупает товары по более низким ценам.

Рынок монополистической конкуренции также состоит из множества продавцов и покупателей (хотя их и меньше, чем на предыдущем свободном рынке, например, несколько сотен или даже десятков). На этом рынке продавцы способны предложить покупателям разные варианты товара по широкой гамме цен. На таком рынке велико значение неценовых факторов.

Интересно
Наиболее типичным для современной рыночной экономики является т. н. олигополистический рынок. Это рынок, состоящий из небольшого количества продавцов (от 3 до 10), которые весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям конкурентов. Это объясняется тем, что на олигополистическом рынке каждый из его участников занимает довольно весомое положение, т. к. на его долю приходится значительная часть продаж. Примером такого рынка является рынок сигарет в США, где 90% продукции выпускается несколькими крупнейшими корпорациями. Частным случаем олигополии является дуполия («ду» – два). Здесь каждой из двух фирм принадлежит значительная часть продаж, поэтому фирма приобретает довольно существенный контроль над рынком.

Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой рынок, целиком монополизированный одним продавцом. Это антипод чистой (свободной) конкуренции. Рынок, целиком монополизированный одним покупателем, называется монопсонным.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)