Кодирование товаров

Кодирование представляет собой присвоение по определенным правилам условного обозначения (кода) объекту или группе объектов. Код позволяет заменить несколькими знаками (символами) наименования и описания этих объектов. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, т. е. с помощью минимального числа знаков. Это способствует повышению эффективности сбора, учета, хранения и обработки информации.

Кодирование используется в таких областях деятельности, как стандартизация, сертификация, торговля, таможенное дело, бухгалтерский учет, внешнеэкономическая деятельность и проч., которые так или иначе связаны с товаром.

Объектом кодирования в товароведении может выступать товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации. Кодирование позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре.

Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям:

  • однозначно идентифицировать объекты и (или) группы объектов, т. е. быть идентификаторами;
  • иметь минимальное число знаков (минимальную длину) и достаточное для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества;
  • иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества;
  • быть удобными для компьютерной обработки закодированной информации;
  • обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.

Кодовое обозначение характеризуется:

  • алфавитом кода;
  • структурой кода;
  • числом знаков — длиной кода;
  • методом кодирования.

Алфавит кода представляет собой систему знаков (символов), составленных в определенном порядке. В алфавит кода могут входить цифры, буквы, штрихи и их сочетания. В этой связи коды бывают цифровые, буквенные, буквенно-цифровые и штриховые.

Цифровой код — код, знаками которого являются цифры. Цифровой код находит самое широкое применение в отечественной и международной практике кодирования. При этом, как правило, используются десятичные коды, т. е. когда подмножество не превышает 10 объектов, код составляет один знак от 0 до 9 включительно, а когда не превышает 100 объектов, код составляет два знака — от 00 до 99 включительно и т. д. Установлено, что наибольшая эффективность в процессе обработки информации обеспечивается при применении цифровых кодов из пяти и менее цифр.

Буквенный код — это обозначение кода при помощи букв алфавита. Например, в швейных товарах одежда детского ассортимента кодируется буквой Д. Буквенно-цифровой код использует в своем алфавите буквы и цифры. Штриховой код применяет комбинацию штрихов и пробелов между ними.

Структура кода представляет собой, как правило, графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления. Например, структура кода в Общероссийском классификаторе продукции может быть представлена в следующем виде:

Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления. При определении числа знаков на каждом уровне деления необходимо иметь в виду возможность появления новых объектов и предусматривать резервные коды.

Методы кодирования в значительной степени связаны с методами классификации. Для образования кодов применяют регистрационный и классификационный методы кодирования (рис. 2.3).

Регистрационное кодирование осуществляется порядковым номером. Это наиболее простой метод кодирования с последовательной порядковой (числовой) регистрацией объектов. Кодовыми обозначениями в этом случае служат числа натурального ряда. Регистрационный метод обеспечивает полную идентификацию объектов, но не является информативным, так как не отражает признаков, присущих множеству.

Порядковая регистрация реализуется при образовании артикулов некоторых товаров (хлопчатобумажных тканей, керамической посуды). Разновидностью регистрационного метода кодирования служит серийно-порядковый метод. По этому методу кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий этих чисел за объектами кодирования со сходными признаками.

Классификационный метод кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этому методу кодирования каждый знак кода обозначает определенную классификационную группировку.

Классификационные методы кодирования разделяются на два типа: последовательный и параллельный.

Последовательный метод чаще всего используют при иерархическом методе классификации, когда множество разделяется на подмножества в нужной последовательности. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки, характеризующие объекты кодирования классификации, это обеспечивает их идентификацию.

К недостаткам этого метода кодирования следует отнести зависимость кода от установленных правил классификации, необходимость иметь резервные коды на случай включения дополнительных объектов, невозможность изменения состава и количества признаков, через которые идентифицируется объект. Примером последовательного кодирования служит деление товаров на классы и подклассы, используемое в Общероссийском классификаторе продукции.

Параллельный метод чаще всего используется при фасетной классификации объектов, когда коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга. В этом случае структура кодового обозначения определяется фасетной формулой. Данный метод хорошо приспособлен для машинной обработки и решения таких задач, характер которых часто меняется, и для тех случаев, когда необходимо анализировать различные множества объектов.

Этот метод обеспечивает возможность независимого изменения и дополнения характеристик объектов и их различных сочетаний, необходимых для решения конкретных задач. К недостаткам параллельного метода следует отнести некоторую громоздкость фасетных формул и избыточную емкость кодов. Примером параллельного метода служит кодирование групп, видов и разновидностей товаров в ОКП.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)