Классификация конфликтов в управлении
Для типологии конфликтов наиболее существенными признаками служат:
- механизмы их возникновения – они выражены формулами конфликтов соответствующего типа;
- состав сторон конфликта.
В главе 3 мы убедились, что механизм возникновения конфликта полностью определяется наличием или отсутствием конфликтных ситуаций.
При их отсутствии мы имеем случайный конфликт, а при наличии – неслучайный. Механизм возникновения случайного конфликта – это действие закона эскалации конфликтогенов, а механизм неслучайного описывается первой и второй формулами неслучайных конфликтов.
Существенным признаком конфликта является и состав противоборствующих сторон.
По этому основанию выделяются следующие типы конфликтов:
- внутриличностные (конфликт между различными влечениями, потребностями, интересами конкретной личности);
- межличностные (конфликт между отдельными индивидами);
- внутригрупповые (конфликт между индивидом и группой);
- межгрупповые (конфликт между группами).
Если ввести еще одно основание для систематизации конфликтов: область их протекания относительно конкретной системы – внутри или вне ее, то получится следующая классификация по виду отношений. Она позволяет определить и вид анализа конфликтов.
Основанием для систематизации конфликтов может служить мотивация участников конфликта . Мотивы деятельности людей продиктованы их потребностями. Систематизация конфликтов на основе видов потребностей представлена на схеме.
Классификация конфликтов на основе потребностей (по Анцупову, Шипилову)
По своим последствиям конфликты могут быть конструктивными и деструктивными .
Первые являются созидательными, их разрешение способствует улучшению в делах и взаимоотношениях конфликтующих; напротив, деструктивные конфликты имеют разрушительный характер и наносят большой вред и делу, и взаимоотношениям.
Причины возникновения конфликтов могут быть и объективными, и субъективными.
Разрешаться конфликты могут и в деловой , и в личностно-эмоциональной сферах.
Связи между причинами конфликтов, их характером и сферой разрешения отражены на приведенной ниже схеме.
Взаимосвязи между причинами конфликтов и сферой их разрешения
За основание для систематизации конфликтов может быть взята сфера протекания конфликтов. По этому основанию выделены следующие их виды: экономические, социальные, политические, этнические, производственные, семейно-бытовые, организационные, психологические, нравственные и пр.
Еще одно возможное основание классификации – возраст участников конфликта. В этом случае изучаются характерные для различных возрастных групп конфликты (в дошкольной среде, среди младших школьников, подростков и старшеклассников, кризис среднего и пожилого возраста и т. д.).
Количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд. «Столетняя» война между Англией и Францией длилась 116 лет. Затем еще 105 лет этот территориальный конфликт завершался невоенными способами.
Случайные и неслучайные типы конфликтов уже изучены нами в предыдущей главе.
В следующих разделах этой главы мы изучим типы конфликтов, основанием для классификации которых явился состав их участников: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Внутриличностным конфликтам посвящена пятая глава.
- Предотвращение конфликтов
- Посредничество при разрешении конфликтов
- Правила подготовки и ведения переговоров
- Эффективные приемы ведения переговоров
- Как нейтрализовать уловки партнера
- Как ускорить ход переговоров
- Два подхода к переговорам
- Тонкости переговорного процесса
- Ведение переговоров на основе интересов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу