Классификация функций трудового права

Важное значение для теории и практики трудового права имеет классификация его функций. Одну из концепций классификации выдвинул С. А. Иванов, считая, что трудовое право имеет две специфические функции: производственную и защитную. Сходную с ним позицию занимали К. П. Горшенин, Л. Я. Гинцбург, Р. З. Лившиц, Ю. П. Орловский.

Н. Г. Александров указывал на три функции трудового законодательства: производственную, защитную и функцию обеспечения прав работников и их профсоюзных и иных общественных организаций на участие в управлении предприятием, в решении вопросов хозяйственного строительства. А. Д. Зайкин выделял четыре функции трудового права: производственную, защитную, воспитательную, управленческую. B. C. Андреев писал о социальной, защитной, воспитательной и народнохозяйственной функциях. А. С. Пашков называл экономическую, социальную, политическую, идеологическую функции трудового права.

Ранее существовавшие функции трудового права – производственная и защитная – в настоящее время изменяются и трансформируются в организационную и воспроизводства персонала.

Существенно изменяется организационная функция. В ближайшие десятилетия работники будут постепенно замещаться роботами. Это сократит рабочие места водителей и операторов разных машин. Этот процесс уже идет. Например, с апреля 2011 г. в лондонском аэропорту Хитроу запущены полностью автоматические маршрутные такси (мини-автобусы, pods): скорость до 40 км/ч; вместимость 4 человека; на 70 % экономичнее автомобилей, на 50 % – обычных автобусов. Кроме того, будут заменены роботами неквалифицированные и среднеквалифицированные работники. Таким образом, резко повысятся производительность труда и доходы собственников.

Перед государством все острее будет возникать вопрос, как занять высвобождаемых работников. Эта проблема требует создания программы трудоустройства высвобождаемого персонала на длительную перспективу, например до 2050 г., с дальнейшим постоянным продлением ее действия. Существует три направления для решения проблемы: новая индустриализация; переход на экономику знаний; совмещение названных направлений. Более эффективным является направление перехода на экономику знаний. Всех работников можно переместить на рабочие места, требующие творческой работы. Это работа по производству новых знаний и технологий в лабораториях, институтах, центрах и т. д. Для выполнения этой программы необходимо переподготовить персонал работников, чтобы они могли приобрести требуемые компетенции. Возникает общественная и государственная потребность в переходе на обязательное высшее образование. После получения профессионального образования выпускник может быть распределен сроком, например, на 4 года в исследовательскую организацию для возврата образовательного кредита.

Другая проблема сферы труда состоит в том, чтобы предоставить работнику максимальную творческую свободу, которая достигается в условиях, при которых работник подчиняется не другому работнику, а закону. Для этого необходимо значительно изменить Трудовой кодекс, чтобы он мог выполнить названные функции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)