История проблемы понятия хозяйства

Приведенные выше современные разночтения имеют, конечно, свою историю. В начале ХХ века известный экономист П. Струве предлагает понимать под хозяйством «субъективное телеологическое единство рациональной экономической деятельности» и считает, что «“истинное хозяйство” только домашнее хозяйство», а все остальные («народное», «городское» и т. д.) — это «псевдохозяйства».

С такой ограниченной трактовкой не совсем согласен другой, не менее авторитетный классический источник (В. Даль), который хозяйство рассматривает как «то же, что и домоводство, домоустройство, заведование, управление порядком и расходами по заведению, например по заводу».

Третий классик (наиболее признанный и цитируемый сегодня в качестве «хозяйственного философа» С. Булгаков) идет еще дальше и утверждает, что вообще «хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм…» и что «мир как хозяйство — это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда». «Главным является «наличность хозяина», который и образует само понятие хозяйства».

«Хозяин — лицо, владеющее экономическим, хозяйственным объектом, являющееся его распорядителем и одновременно несущее полную ответственность за хозяйственное использование объекта»; или: хозяин:

  • владелец;
  • частный наниматель;
  • человек, ведущий хозяйственные дела;
  • властный распорядитель.

То есть хозяин — это «человек, ведущий хозяйственные дела», «лицо, владеющее… хозяйственным объектом». Опять «масло — это то, что масляное».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)