История Нового времени

История Европы начиная с XVII в. — это история абсолютизма, буржуазных революций — в Англии (1640—1660 гг.) и во Франции (1789—1794 гг.), — и наконец, утверждение республиканской формы правления. Это время борьбы за господство на суше и на море, создание третьего, по Мечникову, типа цивилизаций — океанических.

Продолжая идеи Мечникова, Тойнби пишет, что революционное изобретение Запада — это использование Океана вместо Степи в качестве основного средства всемирной коммуникации.

Благодаря этому был объединен весь мир и возникло человечество как таковое. Центр мира перемещается из степей в Португалию, Испанию, затем Англию.

В XIX в. создаются крупные колониальные империи Англии, Испании, Франции, Голландии. Борьба за передел колоний, в которой наиболее активную роль играла Германия, привела к Первой мировой войне, а стремление той же Германии разорвать условия Версальского договора, закрепившие победу Антанты, — ко Второй мировой войне. Последствием было крушение колониальной системы, освобождение Индии, Вьетнама и других государств Азии и Африки.

После окончания Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, призванная обеспечить устойчивый мировой порядок, и при ней глобальная культурная организация — ЮНЕСКО, в чью задачу входит помощь развитию различных культур и их сближению и взаимообогащению.

В эпоху Реформации зародился протестантизм, который в XVII в. стал влиятельным. В нем развивался ряд течений (лютеранство, кальвинизм, англиканство) и множество сект.

В самом католичестве выделился янсенизм, разработанный К. Янсением (1585—1638), отрицавший свободу воли, и квиетизм, созданный М. Молиносом (1627—1696) и требовавший мистического слияния человеческой души с Богом.

Получивший печальную известность орден иезуитов в 1773 г. был распущен. XVIII в. продолжил критику религии. В «Катехизисе честного человека» известнейший деятель эпохи Просвещения Вольтер (1694—1778) заявил, что христианство началось с фанатизма, а кончается мошенничеством.

Бог превратился у философов Просвещения из объекта веры в полезную фикцию, когда Вольтер сказал: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

Труды энциклопедистов и просветителей духовно подготовили Великую французскую революцию, которая нанесла удар по материальному положению церкви, отменив десятину и конфисковав церковные и монастырские земли. Светская власть церкви сошла на нет.

Эпоха Просвещения объемлет XVIII в. и понимается в двух смыслах. Во-первых, сами ученые желали быть просвещенными, т.е. много знать и решать проблемы доводами разума, а во-вторых, они старались просвещать других, распространяя полезные и достойные изучения сведения.

Виднейшими деятелями Просвещения были, помимо Вольтера, Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), Ш.Л. Монтескье (1689—1755), Д. Дидро (1713—1784) и И.-Г. Гердер (1744—1803), который сформулировал просветительское представление о прогрессе, философски обоснованное в XIX в. Г. Гегелем (1771—1830).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)