История этнологии как науки

Использовать понятие «этнология» для обозначения новой науки о народах и культурах одним из первых предложил французский ученый Ж. Ж. Ампер в 1830 г. А официальным, хотя в значительной степени формальным и условным, актом утверждения новой науки принято считать открытие в 1839 г. Парижского общества этнологии.

С одной стороны, этнология затрагивает фундаментальные основы представлений о природе и сущности человека, общества, их взаимоотношениях с природой, законов и перспектив развития человечества.

С другой — имеет явную практическую направленность на решение конкретных и остро актуальных проблем развития каждой страны в соответствии с особенностями ее населения, его этнического состава. Уже в конце XVIII в. в Германии сформировалось самостоятельное научное направление Volkerkunde.

Именно в Германии (что в определенной степени отражает и одну из устойчивых черт национального менталитета) наука о народах оказалась разделена на две части:

  • Volkerkunde — этнологию, науку, изучающую в основном неевропейские народы;
  • Volkskunde — народоведение (в некоторых словарях переводится как фольклор) — науку, изучающую немецкоязычные народы и культуры.

Здесь древнее разделение на «своих» и «чужих» определяет размежевание научных областей. Разделение только по объекту интереса или оно затрагивает и методы научного исследования, т.е. имеет в основе представление о принципиальных различиях и даже неравенстве «своих» и «чужих» народов, — особый вопрос.

В период господства в Германии нацистов такое разделение приобрело абсолютный характер для тех (надо сказать, немногих) немецких этнологов, которые «обслуживали» псевдонаучную идею расового превосходства «арийцев», вступая в резкое противоречие с гуманистическими в своей основе принципами этнологического знания.

Именно в Германии раньше всех утвердилось широкое понимание объекта этнологии и понятия «этнос», тогда как в других западноевропейских странах долгое время господствовало их ограниченное «маргинальное» понимание, связывающее этнологию с изучением только неевропейских народов или национальных меньшинств, а в США оно в значительной степени преобладает и сегодня.

Во Франции на протяжении почти всего XIX в. чаще использовался термин «этнография», этимологически и практически связанный прежде всего с описанием культурных особенностей подвластных Франции колониальных народов.

А утверждение в начале XX в. понятия «этнология» во многом объясняется методологическим кризисом этнографической науки — ощущением недостаточности ее теоретических основ, неразвитостью ее объясняющих возможностей.

В Англии и некоторых других англоязычных странах благодаря мощной традиции развития антропологии как биологической науки о природе человека наука о народах рассматривалась как часть антропологического знания и лишь в начале XX в. получила особое название — «социальная антропология».

Характерно, что и во Франции, и в Англии мощным толчком для развития этнологической науки послужили политические и экономические интересы, связанные с освоением колоний. Потребность эффективного управления колониальными землями и колонизированными народами требовала новых знаний об этих народах и их культурах.

Подобное позже происходило и в США, где потребность решения «индейского вопроса», необходимость определиться со статусом коренного населения привели к бурному развитию антропологической науки.

К американской модели этнологии, обоснованной в 50-х гг. XX в. Ф. Боасом в качестве «культурной антропологии», мы вернемся позже в связи с ее современным развитием и во многом определяющим влиянием на мировую этнологическую науку, в том числе и российскую.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)