Источники валютного права

Согласно положениям теории права источник права это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права определенного содержания, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Как отмечает Д.Н.Бахрах, юридические нормы должны быть оформлены так, чтобы с ними могли позна­комиться люди, которым они адресованы.

Для этого нормы права в виде статьи, пункты, параграфы и т. д. включаются в правоустанавливающие акты государственных и муни­ципальных органов.

Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Следует заметить, что проблема источников банковского права в настоящее время еще недостаточно разработана юридической наукой. Возможно, одной из причин такой недостаточной теоретической разработаннос­ти этого вопроса следует искать в нечеткости самого понятия «источник права».

До октябрьской революции в российском праве под источниками права понимались «формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действую­щим правом».

Г.Н.Муромцев писал, что под источником права следует понимать обусловленный характе­ром правопонимания данного общества способ признания соци­альных норм в качестве обязательных.

В советское время С.Ф.Кечекьян отмечал, что данное понятие «при­надлежит к числу наиболее неясных в теории права. Спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права».

Ведь «источник права» — это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением».

Кроме того, в юридической науке под источни­ками права чаще всего понимают форму выражения правила, сообщаю­щую ему качество правовой нормы;  «резерву­ар», в котором пребывают юридические нормы; форму установле­ния и выражения правовых норм и т.д. По крайней мере, в настоящее время такое понимание этого понятия преобладает.

Однако, дабы избежать путаницы, следует учитывать, что такое понимание источников права не является единственным.

Говоря объективно, следует признать, что в современной юридической науке и соответствующей учебной и научной литературе понятие «источники права» может использоваться в двух взаимосвязанных значениях – как «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника в формальном смысле).

В первом случае к источникам права относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление, т.е. то что, стало причиной образования права.

В качестве таких факторов выступают материальные и духовные аспекты жизни общества, природа вещей, божья воля и воля законодателя и т.д. То есть, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле этого слова.

А вот во втором случае, под «формальным источником права» действительно имеется в виду форма внешнего выражения содержания действующего  права.

При этом понятие источника права связывают и с непосредственной деятельно­стью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нор­мативно-юридических документов.

Таким образом, можно сказать, что под внешней формой права понимаются способы установления правовых норм. В юридической литературе именно за ними утвердилось традиционное наименование «ис­точники права».

При этом формальные источники права в литературе иногда обозначаются и термином «форма права».

В настоящей теме речь идет об источниках валютного права, под таковыми, нами естественно понимаются именно формальные источники валютного права.

При этом, необходимо учитывать, что источники валютного права представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе функционирования системы валютного регулирования, то есть формы внешнего содержания валютного права.

Основными источниками валютного права, выступающими правовой основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, новый Федеральный закон 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и подзаконные нормативно-правовое акты.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Международные договоры Российской Федерации применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Как и все законодательные документы, акты, валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

Правда указанное правило не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне».

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Важным принципом валютного права, характеризующим его правовой режим выступает закрепленное в ст. 4 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» положение о том, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Указанное положение аналогично налогово-правовой норме, закрепленной в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ. 

Таким образом, валютное законодательство устанавливает основные принципы проведения операций с валютой Российской Федерации и с иностранной валютой на территории Российской Федерации, регулирует вопросы валютного контроля, ответственности субъектов валютных отношений за на­рушение валютного законодательства, определяет права и обязанности должност­ных лиц, органов и агентов валютного контроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)