Источники государственного права РФ

Государственное право основано на материальных и юридических источниках.

Материальные источники – это фактически условия жизни общества, свойственные ему политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного.

Юридические источники – это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником государственного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы государственного права.

Государственно-правовые акты издаются различными органами: прежде всего главным образом это представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления. В меньшей степени они могут издаваться Президентом Российской Федерации и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Государственно-правовые акты получают также разное наименование и обладают различной юридической силой, действуют на всей территории государства или на территории его субъекта, местного самоуправления.

Особое место среди источников государственного права принадлежит Конституции Российской Федерации, которая является Основным законом государства и одновременно основным источником государственного права, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.

К числу источников государственного права, в которых устанавливаются государственно-правовые нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы Российской Федерации. Федеральный закон является наиболее распространенной формой источника государственного права. Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных за- конов.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам ведения Российской Федерации, отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия, невозможностью использования по отношению к ним вето Президента; его особая юридическая сила в том, что федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону (ч. 3 ст. 16 Конституции).

Федеральный закон, как мы уже говорили, самый распространенный источник государственного права. Однако, в отличие от федеральных конституционных законов, которые относятся к числу основных источников государственного права, федеральные законы будут источниками государственного права только в том случае, когда они содержат нормы государственного права.

К числу таких законов относятся : Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», «О политических партиях», все федеральные законы о выборах и др.

В качестве источников государственного права выступают отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации. Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам. Указы, чтобы быть источником государственного права, также должны содержать нормы государственного права.

Например, указы Президента о назначении референдума; об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента Российской Федерации были утверждены Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства российской Федерации (14 ноября 2002 г.), Положения о по- рядке предоставления Российской Федерации политического убежища (21 июля 1997 г.) и др.

Источниками государственного права могут быть также отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания. Это, прежде всего, Регламент Государственной Думы (22 января 1998 г.), Регламент Совета Федерации (30 января 2002 г.).

К числу источников государственного права в настоящее время относятся акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации. Содержащиеся в них положения имеют нормативно-доктринальный характер и являются обязательными для тех органов, которым они адресованы.

Это может повлечь за собой пересмотр или отмену неконституционных актов. Значительная роль принадлежит Конституционному Суду в осуществлении нормативно-доктринального толкования Конституции Российской Федерации, в нормативной интерпретации многих конституционных норм при рассмотрении дел о соответствии Конституции РФ других видов нормативных правовых актов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)