Интегрирующий подход к исследованию личности ученого

Заявления о необходимости нового подхода к психологии творческой личности слышатся прежде всего из уст тех психологов, которые вначале шли по традиционному, “коллекционерскому” пути ее анализа и на основе собственного опыта убедились в ограниченности такого взгляда на ученого.

Для своего времени он был закономерен и необходим, в его недрах накоплен большой эмпирический материал, который требует осмысления под новым углом зрения.

Но одно дело понять, что личность есть система, и совсем другое – выделить ее главный системообразующий признак, найти адекватные пути изучения этой системы.

Основания новой методологии изучения личности ученого психология науки черпает из общей психологии, которая также бьется над решением этой проблемы, и из истории науки, имеющей большой опыт жизнеописаний ученых как представителей определенной научной дисциплины и конкретного исторического периода развития науки и общества.

Поскольку данное концептуальное направление появилось относительно недавно, многие его положения пока являются недостаточно проработанными. Скорее, это некоторые глобальные идеи и соображения, намечающие общие контуры и направления развития исследований личности ученого.

Разные авторы имеют свое видение того, что составляет стержень личностной структуры. Р. Кэттелл считает, что это ценности. Дж. Гилмор полагает, что внутренняя сила продуктивной личности, ее свобода и независимость (которые являются непременным условием продуктивности) обусловлены способностью воспринимать себя как отдельную и отличную от других единицу, т. е. сильным развитием у нее личностной идентичности (Gilmore, 1974).

Близких взглядов придерживаются Р. Смит, выдвинувший тезис о том, что основным источником творчества является культивирование собственной личности (Smith, 1973), А. Маслоу, введший понятие “самоактуализирующейся личности” (Maslow, 1968), и некоторые другие авторы.

Как бы ни называли разные авторы выделяемую интегральную характеристику личности, ни у кого из них не возникает сомнений в том, что она представляет собой мотивационно-цен-ностное образование, определяющее позицию человека по отношению к наиболее значимым для него явлениям окружающего мира.

Именно система мотивов и ценностей придает смысл и “знак” индивидуальным характеристикам поведения, таким, например, как целеустремленность, настойчивость, воля и др., которые часто принимаются за собственно личностные качества. Они описывают динамические аспекты проявления личности, но ничего не говорят о ее сути, о том, к каким именно целям она так устремлена, ради чего так настойчива, почему проявляет незаурядную волю в одних ситуациях и не проявляет в других.

Что значит “хорошо знать человека”? Не что иное как с большой степенью вероятности предвидеть его поступки в различных ситуациях. А это становится возможным лишь при знании относительно устойчивых, “сквозных” характеристик его личности, каковыми являются мотивы и ценности. Они организованы в иерархическую структуру, в которой одни элементы занимают доминирующее, определяющее положение, другие – подчиненное, второстепенное.

Формирование относительно стабильной иерархически организованной мотивационно-ценностной системы служит одним из показателей завершения становления личности, т. е. обретения ею своей идентичности.

К этому моменту человек как бы уже вылепил свое неповторимое лицо и в дальнейшем обычно вносит в него лишь незначительные изменения.

Это “лицо” – совокупность идеалов, убеждений, взглядов и установок, побуждающих его деятельность, составляющих смысл жизни, теперь определяет отношение индивида к миру вещей, людей и к самому себе. Начиная с этого момента, источник личностного развития перемещается внутрь самой личности.

Зрелая личность обладает способностью самостоятельно планировать и управлять своей жизнью, строить научную судьбу, ставить себе цели научной деятельности, разрабатывать пути их достижения и делать это, исходя из сформированных внутренних императивов и ценностей.

Только достигая такой ступени развития, личность может стать внутренне свободной. Это означает, что она может преодолевать внешние, случайные обстоятельства, не теряя при этом своего “лица”, сохранять свои фундаментальные ценности, не жертвовать своей позицией ради достижения сиюминутных целей.

Отсутствие устойчивой позиции делает человека сильно подверженным внешним влияниям, “хамелеоном”, легко меняющим свои взгляды в зависимости от изменения обстоятельств. Умение оставаться самой собой, в особенности в ситуациях, требующих личностного выбора, – одна из фундаментальных характеристик творческой личности.

Почему выдающиеся ученые так часто отличаются оригинальным поведением, наличием особых привычек и причуд? Многие склонны считать оригинальность сущностной чертой ученого, которая проявляется и в науке, и в жизни.

С этим можно согласиться, если рассматривать оригинальность поведения и мышления как следствие проявления глубинной, внутренней личностной независимости. Ученый, способный на отстаивание своих научных и жизненных принципов, не боящийся проявить себя как личность, как правило, не боится проявлять себя и как индивидуальность, т. е. быть не как все и в главном, и в мелочах.

Но было бы глубочайшим заблуждением начинать “самопостроение” себя как ученого с оригинальничания. Путь к подлинной оригинальности лежит через четкое оформление и действенное претворение в жизнь собственной неповторимой системы ценностей, убеждений и взглядов.

Если основой личности является ее мотивационно-ценностная структура, то специфику личности ученого следует искать в особенностях организации этой структуры.

В ценностной системе ученого появляются особые, специфические элементы, непосредственно связанные с наукой: это, к примеру, потребность заниматься научной деятельностью, возникающая из соприкосновения с миром науки в целом и с конкретной проблемой в частности; это научные взгляды и убеждения, приверженность некоей идее, которые начинают функционировать как самостоятельные и очень важные ценностные образования.

Хорошо известно, как мучителен для ученого отказ от своих идей и теорий, как часто он предпочитает “не видеть” очевидных возражений против них. Многие жертвуют карьерой, благополучием ради отстаивания каких-то, казалось бы, абстрактных концепций.

Если бы эти идеи и взгляды были тождественны простому знанию, вряд ли отказ от них переживался бы как разрушение личности. Значит, эти чисто содержательные компоненты научной деятельности приобретают личностный статус, глубоко внедряются в структуру личности.

Чем больше в системе ценностей ученого доминируют компоненты, связанные с наукой, чем более они подчиняют себе все другие отношения личности, тем более целостной она является. Людей такого типа называют “учеными до мозга костей”.

Напрашивается вывод о том, что личность ученого – это довольно позднее психологическое образование, поскольку как ученый человек может сформироваться только в процессе самостоятельной научной работы.

До этого он обладает лишь некоторыми задатками, которые делают для него занятия научной деятельностью в принципе возможными.

Сформированность системы личностных ценностей, в том числе непосредственно связанных с научной деятельностью, ее процессом и содержанием, а также индивидуальный, неповторимый способ их реализации в деятельности открывают перед личностью широкие возможности для творчества.

Продукт научного творчества всегда уникален, как уникален и путь, приведший к нему данного ученого.

Поэтому трудно предположить, что для получения единственных в своем роде результатов требуются личности, похожие друг на друга как две капли воды. Принципиальное сходство между выдающимися учеными состоит, пожалуй, в том, что все они разные и каждый из них – личность.

Таким образом, одной из главных предпосылок творческой продуктивности в науке (как, впрочем, и любой творческой продуктивности) являются сила и независимость личности, которые формируются не только под влиянием внешних факторов, но и при непосредственном и активном участии самого индивида, имеющего перед мысленным взором образ себя в будущем и прилагающего усилия для воплощения его в жизнь.

Позволим себе закончить эту главу цитатой, фактически намечающей программу дальнейшего развития исследований личности: “Перед психологией стоит задача преодолеть обычные “элементные” методики изучения свойств личности и приступить к исследованию целостной, принадлежащей истории, живой личности, выступающей как деятель, творец в сфере политики, техники, науки, обыденной жизни.

Построить достаточно содержательную модель творческой личности возможно путем сложного психологического анализа жизни и деятельности выдающихся представителей человечества” (Якобсон, 1981, с. 149).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)