Инновационный менеджмент
Одним из направлений стратегического управления, осуществляемых на высшем уровне руководства организации, является инновационный менеджмент, цель которого заключается в определении основных тенденций научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции и т. п.
Как это ни парадоксально, но в настоящее время Россия переживает «бум» новаторства; на смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие; идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной деятельности; формируются рынки ценных бумаг, капитала, инноваций, труда и т. п. И если в условиях централизованно управляемой экономики в странах бывшего социалистического лагеря понятие «инновационный менеджмент» практически не употреблялось, а в специальной литературе и документах, как правило, фигурировали термины «управление научно-техническим прогрессом», «внедрение достижений науки и техники» и другие, сходные с ними, то сегодня в крупных организациях складываются вполне устойчивые сквозные механизмы управления инновационной деятельностью, развиваются выделившиеся из общей системы интегрированные системы управления процессом инноваций от возникновения идеи до ее реализации, при которых службы и отделы, занимающиеся реализацией технической политики и управлением нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры, и между ними налажена структура взаимодействия и координации. Таким образом, разработка и внедрение нововведений превращаются в непрерывный управляемый процесс, при котором инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.
Основной задачей инновационной деятельности является создание новых изделий (или услуг), которые станут основой будущей производственной деятельности организации. Инновационная деятельность и управление ею (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия. Вместе с тем в организации инновационная деятельность относительно обособлена. Это связано с неопределенностью ее процессов, спецификой деятельности в инновационной сфере, потребностью в новых идеях. Инновационная деятельность определяет будущее развитие организации, предполагает изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении, что,естественно, может вызывать определенную консервативную оппозицию внутри организации.
Выделяясь в самостоятельный объект управления, система управления инновационным процессом предполагает:
- создание на высшем уровне специализированных подразделений — советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической политики (преимущественно в крупных организациях, выпускающих наукоемкую продукцию). Задачей таких подразделений является определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение в Совет директоров конкретных предложений для принятия решений. Обычно в такие подразделения входят управляющие производственными отделениями, представители центральных служб, НИОКР и сбытовых служб;
- создание для координации инновационной деятельности центральных служб, отделений новых продуктов. Согласование интересов центральных служб НИОКР и производственных отделений осуществляется путем совместного обсуждения идей, планирования и оценки научно-технических проектов: особенно широко проведение совместных обсуждений новых проектов распространено в японских компаниях, где подобные обсуждения нацелены на облегчение процесса передачи исследований и разработок в производственные отделения с тем, чтобы повысить их эффективность на стадиях внедрения и освоения;
- выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции — самостоятельных подразделении, осуществляющих координацию инновационной деятельности в рамках организации в целом, согласование целей и направлений технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов. «Проектно-целевые группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции — это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта. Они создаются на среднем уровне управления и подчиняются непосредственно высшему руководству … Целевые группы … способствуют эффективной организации творческого поиска, разработке перспективной продукции и доведению ее до рынка. Целевые … группы создаются на … сроки: от 2 — 3 до 10 и бол ее лет. […] Проектно-целевые группы не обязаны согласовывать свои действия с другими подразделениями фирмы, они имеют собственные системы мотивации для разработки и освоения новшеств и подчиняются только высшему управлению фирмой… Обычно первоначально создаются небольшие группы в составе 10–15 человек…, а затем они могут преобразовываться в самостоятельные научно-производственные подразделения или комплексы по развитию новых сфер бизнеса в составе до 400 человек… Например, у фирмы IBM насчитывается 11 подразделений, которые сами выбирают стратегию производства и маркетинга… Наряду с ними … создаются временные технические и проектные группы по разработке новой продукции. Центры развития — это также новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. […] … зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависит непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра; в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций и штрафов»;
- повышение роли находящихся в составе производственных отделений отделов НИОКР, лабораторий, научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;
- образование венчурных подразделений и специальных фондов стимулирования инновационной деятельности: венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на основе создания собственных фондов «рискового капитала». Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные межфирменные связи. Специальные централизованные фонды стимулирования нововведений, способствующие «увязке» инновационных проектов и общей стратегии организации, создаются за счет части прибыли компаний и используются во имя ускорения внедрения в серийное производство новой продукции. Так, например, в компании «Дженерал электрик» централизованные фонды финансируют исследования и разработки, имеющие значение для деятельности всей организации. Из этих средств создаются впоследствии венчурные фонды, которые могут использоваться как инвестиции в независимые венчурные фирмы или венчурные фирмы, принадлежащие корпорациям.;
- организация консультационной помощи в области нововведений: консультационные или аналитические группы создаются, как правило, в крупных компаниях, а в их функции входит: прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследований, координация работы специалистов, работающих в производственных отделениях в рамках специальных проектов;
- создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.
Мы не ставим перед собой цель раскрыть все особенности инновационных процессов, а посему ограничимся лишь изложением основных положений современной концепции инновационного менеджмента.
«Принято считать, что понятие нововведение является русским вариантом английского слова «innovation» … введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, изобретение, новое явление. По сути своей новшество представляет собой оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий; научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.), результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества». Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество — становится нововведением, или инновацией. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации, а период времени между появлением новшества и его перевоплощением в нововведение — инновационным лагом. В повседневной практике понятия новшества, новации, нововведения, инновации, как правило, отождествляются.
В широком смысле слова под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества до его использования принято называть жизненным циклом инноваций. С учетом последовательности проведения работ, жизненный цикл рассматривается как инновационный процесс.
Понятие инновационного процесса может быть рассмотрено с различных позиций. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической и инновационной производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его можно трактовать как временные этапы жизненного цикла нововведения. В-третьих, его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования нового товара или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта. Понятие инновационный проект употребляется в двух значениях: как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей и как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Любой инновационный проект делится на ряд этапов (или стадий, фаз). В самом общем виде процедура выполнения проекта предусматривает следующие этапы: обоснование и выбор проекта; составление первоначального плана реализации проекта; «запуск» проекта; собственно реализация проекта и завершение проекта. Основными аспектами реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. Одной из наиболее важных задач любого проекта является максимально точная оценка риска и обеспечение действенного контроля за ним.
Неопределенность, или неполнота (неточность) информации об условиях реализации проекта, связанная с возможностью возникновения в ходе его осуществления неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска. Наиболее существенными при оценке проектов представляются следующие виды рисков: риск связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; внешнеэкономический риск, возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ и т. д.; риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе; риск, связанный с неполнотой информации о динамике технико-экономических показателей, параметров новой техники и технологий; колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т. д.; производственно-технологический риск (аварии, отказ оборудования); неопределенность целей и интересов участников; неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации организаций-участниц. Наиболее действенным методом уменьшения риска является формализованное описание неопределенности, которое состоит из следующих этапов:
- описание всего множества возможных условий реализации проекта и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности;
- преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятности отдельных условий реализации, соответствующих показателях эффективности и интервалах их изменения;
- определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации и показателей ожидаемой эффективности.
Для снижения риска необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Главная задача экспертизы — предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение.
Итак, в общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового административного и иного характера и других результатов инновационной деятельности. Рассмотрим основные этапы процесса инновации и их характеристики.
Этап 1. Систематизация поступающих идей (сбор информации о технологических изменениях на рынке, различных нововведениях; а также сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска; сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития).
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка концепции нового продукта (определение возможностей практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных идей; установление степени соответствия новой продукции имиджу организации и стратегии ее развития; определение патентной чистоты будущего изделия).
Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга (техническая разработка продукта, определение его технико-экономических характеристик, оценка его качеств и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж; определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции; наличие ресурсов, необходимых для производства новой продукции; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту).
Этап 4. Создание нового продукта (разработка конкретной программы развития нового продукта; создание образца и проведение технических испытаний, определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки).
Этап 5. Тестирование на рынке (тестирование на ограниченном рынке по цене и другим коммерческим условиям; выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы; организация технического обслуживания).
Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей коммерческое обоснование нововведения, производственные и финансовые возможности, соответствие нормативным показателям, обеспечение патентной защиты нововведения.
Конечной целью инновационного процесса является коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство, которое достигается в тех случаях, когда исследования и разработки с самого начала ориентированы на производство, когда (и это самое главное) заранее определено соответствие новой продукции спросу рынка и потребностям покупателей. Ввиду таких сложностей в производство внедряется лишь относительно небольшая часть разработок. Так, например, в американских компаниях коммерчески успешными оказываются лишь около 15% разрабатываемых изделий, а среди выпущенных на рынок видов продукции признание получают только 62%. Отметим, кстати, что многие неудачи с внедрением в производство новой продукции и технологий специалисты объясняют тем, что нововведения возникли на базе новых знаний, а не потребностей.
В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций); инвестиции — рынок капитала (инвестиций); инновации— рынок чистой конкуренции нововведений. Эти основные компоненты и образуют сферу инновационной деятельности (см. рис. 6.5).
Основным товаром рынка новшеств является научный и научно-технический результат, т. е. продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права. В мировой практике принято различать научную, научно-техническую деятельность, а также экспериментальные разработки. Научная деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний. Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Классификации инноваций и инновационных процессов могут осуществляться по следующим основаниям; содержанию (технические, организационные, социальные, экономические инновации); новизны (абсолютная, относительная, условная, частная); инновационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные); особенностям инновационных процессов (внутриорганизационные и межорганизационные); сферам разработки и распространению (промышленная, финансовая, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая); этапам жизненного цикла, технологии, товара, организации; длительности этапов инновационного процесса; уровню разработки и распространению. Кроме того, различают инновации, инициируемые нуждами потребителей (они составляют 70 — 75% общего объема инноваций), и инновации, инициируемые научно-техническими результатами, полученными при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Основными факторами развития рынка капитала или инвестиций являются: макроэкономическая политика, объем приватизации, налоговая политика, развитие финансового сектора, рыночное ценообразование, информационные технологии и законодательство. В общем виде, инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т. к. инновационный процесс длится 3 — 5 и более лет.
Инвестиции могут быть прямыми, портфельными, интеллектуальными, финансовыми, альтернативными и рискоинвестициями. По сущности и целям инвестиции делятся на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляются организациями и другими субъектами хозяйствования путем приобретения земли, средств производства и других активов. Финансовые инвестиции — это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различного номинала. Приобретая ценные бумаги, инвестор преследует три главные цели:
- безопасность вложений, т.. е. отсутствие риска потерь капитала;
- доходность вложений, т. е. получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процентов;
- рост вложений, т. е. увеличение роста рыночной цены ценных бумаг.
Рынком чистой конкуренции нововведений называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия чистой конкуренции нововведений позволяет уйти от рассмотрения вопросов ценовой и неценовой, недобросовестной и других видов борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы предложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной деятельности.
Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множества маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечения создает фундамент технологически обоснованной стратегии, однако, это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху, если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности действий других фирм.
Отметим следующие особенности конкуренции в инновационной сфере: конкуренция является главным фактором восприимчивости организации к техническим новинкам; конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка; конкуренция способствует тому, что, в целях удержания потребителей, предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка; конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства; конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения, происходящие в экономике; конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится. Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности).
Инновационная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Работая в научной и инновационной сферах, государство призвано формировать цели и принципы политики и собственные приоритеты в этой области. Основными принципами государственной политики в сфере инновационной деятельности являются: свобода научного и научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной и научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной деятельности; развитие международного сотрудничества. Формами государственной поддержки инновационной деятельности являются: прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедряющим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов (рискоинвестиции), пользующихся значительными налоговыми льготами; снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; право на ускоренную амортизацию оборудования; создание технополисов, технопарков и т. п.
Занимаясь регулированием инновационной деятельности, государство может придерживаться двух различных стратегий:
- стратегии децентрализованного регулирования;
- стратегии активного вмешательства.
Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой достаточно сложный механизм участия государства в научной и инновационной сферах. Воздействие государства на научную и инновационную деятельность осуществляется в данном случае по следующим направлениям:
- государство выступает в качестве фактора предложения научно-технических связей и создания инфраструктуры инновационной сферы;
- создаются условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы: выделяются государственные ресурсы для формирования начального спроса на нововведения, предоставляются налоговые льготы и прочие стимуляторы научной и инновационной активности.
Данной стратегии придерживаются США, Великобритания и ряд других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой ведущая роль в выборе приоритета научно-технического развития принадлежит государству, в этой стратегии на первый план выходят организации и другие субъекты хозяйствования, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и т. п. условий.
Стратегия активного вмешательства представляет собой признание государством научной, научно-технической и инновационной деятельности главной составляющей экономического роста национального хозяйства. Как правило, вслед за декларацией данного принципа следуют значительные изменения в законодательстве и внешней политике государства. Государство в этом случае не только выполняет ориентирующие функции, но и берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит вклад в развитие национальной экономики. Данной стратегии придерживаются Франция, Нидерланды и ряд других стран.
Кроме того, в этой области возможна и смешанная стратегия, используемая в тех странах, где государственный сектор составляет в экономике значительную часть, а посему государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора: по отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным — стратегию децентрализованного регулирования (Швеция). В России механизм государственной поддержки инновационной деятельности находится пока в стадии формирования, нам предстоит большая работа по созданию ее эффективной инфраструктуры.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу