Характеристика законодательства в сфере экологии
Основополагающие нормы в области природопользования и охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, которая, вменяя в обязанность каждого гражданина охрану природы и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58), одновременно гарантирует ему право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, природопользования относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Структурно экологическое законодательство можно систематизировать с учетом рубрикации, установленной Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511.
Так, раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» содержит следующие рубрики:
- общие вопросы охраны окружающей природной среды;
- использование и охрана земель;
- использование и охрана недр;
- использование и охрана вод;
- использование, охрана, защита и воспроизводство лесов;
- охрана и использование животного мира;
- использование и охрана природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны;
- охрана атмосферного воздуха;
- гидрометеорология.
Кроме того, следует иметь в виду не отнесенные Классификатором к экологическому законодательству, но по существу являющиеся таковыми рубрики:
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- обеспечение радиационной безопасности;
- обращение с отходами производства и потребления.
Из перечня законодательных норм, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к природоохранительному законодательству можно отнести нормы, устанавливающие санитарные требования к состоянию водоемов, атмосферного воздуха и почв.
В настоящее время действует базовый законодательный акт – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., в котором закреплены:
- принципы и объекты охраны окружающей природной среды;
- компетенция Российской Федерации и ее субъектов, специально уполномоченных государственных органов в области охраны природы и использования ее ресурсов, органов местного самоуправления;
- права и обязанности граждан и общественных организаций.
Среди законодательных актов, регулирующих общие вопросы охраны окружающей природной среды, следует особо выделить федеральные законы:
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.;
- «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;
- «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.
Особая роль принадлежит так называемым отраслевым законодательным актам, которые регулируют вопросы охраны и использования отдельных видов природных ресурсов, устанавливают компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в конкретных сферах.
К числу таких законов относятся:
- Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г.;
- Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;
- Водный кодекс Российской Федерации от 16 февраля 1995 г.;
- Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.
Отдельные вопросы экологической безопасности регулируются федеральными законами:
- «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.;
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1988 г.;
- «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г.
Нормы экологического законодательства конкретизируются в постановлениях Правительства РФ, а в ряде случаев – в актах федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных осуществлять функции государственного управления по охране и использованию природной сферы.
Так, Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. № 232 утверждено Положение о Федеральной пограничной службе Российской Федерации. В свою очередь, Положение о Федеральной службе земельного кадастра России утверждено постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 22.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются акты международного права, ратифицированные Российской Федерацией.
Среди международно-правовых документов следует отметить такие, как: «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», ратифицированная Федеральным законом от 25 ноября 1994 г.; «Конвенция о биологическом разнообразии», ратифицированная Федеральным законом от 17 февраля 1995 г.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу