Характеристика рококо

В XVIII веке центром духовной жизни Европы считалась Франция. Наиболее значительная часть произведений искусства была создана здесь в период между смертью короля-Солнца и первыми раскатами революционного грома.

Это искусство совершенно не соответствовало идеологии Просвещения. Кажется, будто философия Просвещения и искусство XVIII века развиваются автономно друг от друга. Но искусство нельзя рассматривать как прямую иллюстрацию философских идей, господствующих в обществе. Искусство иными законами взаимодействует с новыми формами мировоззрения.

Иллюстрирование просветительских идей создавало не самое ценное в художественном отношении искусство. Большие художники в своем творчестве не идут в сторону пропаганды и агитации. В отличие от предыдущих веков, это столетие не имеет единого стиля, единого художественного языка. Искусство XVIII века – своего рода энциклопедия разнообразных стилевых форм. Кроме основных стилей европейского значения – барокко и классицизма – существуют рококо, сентиментализм, предромантизм.

Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно даже стили искусства были связаны с именами королей (стиль Людовика XV). Во Франции родился и ярче чем где-либо развивался стиль рококо (от французского рокайль – раковина). Прихотливость и причудливость форм раковины и дали название стилю. Некоторые искусствоведы считают его разновидностью барокко. Для других рококо – самостоятельный стиль, который был порожден барокко, но изменил унаследованные черты. В любом случае рококо – стилевая система исключительно светской культуры, оставившей яркий след в искусстве.

В рококо причудливо соединяются наслаждение, удовольствие, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувств, пренебрежение к естественному ради эстетства и экзотики и – блестящая художественная культура.

Интересно
Рококо родилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV “После нас – хоть потоп” можно считать характеристикой настроений придворных короля. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных праздников, душой которых была части сама формировала стиль рококо с его капризными прихотливыми формами.

Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного человека, избегало обращения к драматическим сюжетам, носило откровенно гедонистический характер. Стремление к освобождению от официальности выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым “галантным сценам”.

Экстерьеру противопоставлялся интерьер, где кроме красоты важным становится удобство. Плоскость стены разбивалась зеркалами в причудливом обрамлении, – ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии. Стены особняков знати обильно украшались шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной.

Единства интерьера не нарушала причудливая мебель с инкрустациями. Изящные столики и пуфики на тонких гнутых ножках удивительно дополняли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. В эту эпоху одежда, прическа, внешность человека стали произведением искусства.

Неестественные фигуры дам в фижмах, париках приобрели силуэт, не свойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокайльном интерьере. Дамы в кринолинах, башнеобразные прически, плавные движения менуэта, хитросплетения комедий Бомарше, романы в письмах, “пастушеские сцены” – все это эпоха рококо.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)