Эпоха возрождения

Возрождение – это целая культурная эпоха в процессе перехода от Средних веков к Новому времени, в течение которого совершился культурный переворот. Возрождение – это новый этап в развитии мировой культуры.

В это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением Гутенбергом книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. В это время сложилась реалистическая система в искусстве.

Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Термин Возрождение начал применяться еще в ХVI веке по отношению к изобразительному искусству. Автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550) художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Понятие Возрождение приобрело широкий смысл.

Среди определения культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Разные определения обращают внимание на разные признаки. Обобщая, можно понять культурный смысл как:

  • расцвет культуры,
  • переворот в культуре,
  • переходный культурный этап,
  • восстановление идеалов античности.

Комплекс этих признаков и образует качественно новую ступень культуры. Расцвет характеризует повышенная культурная деятельность. В этом плане эпоху Возрождения можно сравнить с эпохой античности. Для этихэпох характерны особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров; многообразие творческих проявлений, творческая свобода; соединение жизненности и эстетичности; избыток духовной энергии; удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных.

Культура эпохи Возрождения зародилась в Италии. Термин Возрождение по отношению к культуре этой эпохи не случаен. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства.

Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие Средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство новыми сюжетами и новой стилистикой. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно восприятие античности уже как далекого прошлого и потому – как “идеала, о котором можно тосковать”, а не как “реальности, которую можно использовать” (Эрвин Панофский).

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины ХIII по первую половину ХVI столетий. Внутри этого
периода Возрождение подразделяется на несколько этапов:

  • конец ХII–ХIV века – Проторенессанс (предвозрождение), или треченто;
  • ХV век – раннее Возрождение (кватроченто);
  • конец ХV–первая треть ХVI веков – Высокий Ренессанс (чинквеченто).

1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется и на весь ХVI век. Кроме того, некоторые области Италии в этом развитии вообще запаздывали. Родившись в Италии, Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Испании, Германии, Нидерландов.

Почва, на которую попадали ренессанские влияния, была очень разнообразной. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая тенденции итальянского Возрождения, видоизменяли многое всоответствии со своей местной, национальной. О Возрождении можно говорить как об общем культурном явлении Европы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)