Группы методов товароведения

Современные рыночные отношения, акцент на безопасность и качество продукции ставят перед товароведением задачи, требующие глубокого научного подхода к их решению. Вопрос о методах товароведения — это вопрос о том, как, каким образом решаются задачи товароведения. Методы, применяемые в товароведении, можно разделить на две группы: общие и специфические.

Общие методы выражают наличие общих подходов к научному освоению вопросов, связанных с потребительной стоимостью, потребительскими свойствами, качеством, дают общую методологическую базу товароведных исследований. Эти методы могут быть определены и как методологические подходы и как направления товароведения.

Связь товароведения с философией находит свое выражение в общих методах товароведения, проявляя себя на всех этапах развития товароведения как науки. Наиболее применяемыми общими методами товароведения выступают: позитивистский, структуалистический, диалектический, а также синтетические.

Позитивисткий метод основывается на философии позитивизма (“позитивной” философии), признающей в качестве главного источника знания конкретных эмпирических наук, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании.

Наиболее характерные черты позитивистского подхода:

  • феноменализм (отражение конкретных факторов как явлений);
  • верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям);
  • прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).

Позитивистский подход широко использует формальнологические методы, которые носят универсальный характер.

Наиболее характерными для него специфическими методами (особенно в неопозитивисткой и постпозитивистской трактовках) являются:

  • инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа);
  • операционализм, или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями);
  • экспликация (описание явлений посредством использования формализованных математических методов и моделей);
  • ситуационный анализ, или “полевые исследования” (анализ конкретно складывающихся ситуаций).

В товароведении позитивистский метод во всех его разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось в использовании методов исследования и контроля качества, в активном использовании математического моделирования, в поиске решений в конкретных практических ситуациях и т. п.

Другим специфическим методом позитивистского подхода является метод эмпирической верификации. К методам эмпирической верификации можно отнести статистический и графический. Статистические методы опираются на данные математической статистики и используются при обработке результатов испытаний, при отборе проб, выборочном контроле качества.

Графический метод предполагает представление данных в виде гистограмм, диаграмм, графиков. Графический метод позволяет обнаружить и проанализировать взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.

Структуалистический метод делает акцент на выявление структуры системы, т. е. ее внутреннего строения, совокупности отношений между ее элементами.

Характерными чертами отмеченного метода можно считать: стремление к упорядоченности элементов, приоритет структуры системы над содержанием ее элементов, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного как “изнанки системы” и т. п.

Широко используя целый ряд обозначенных выше формально-логических методов, структуалистический метод активно применяет и свои специфические методы:

  • структурно-функциональный анализ, делающий упор на взаимосвязи содержания элементов структуры и выполняемых ими функций (акценты на взаимосвязи могут быть разными);
  • принцип иерархичности структур (признание взаимосвязей и зависимостей элементов системы, в том числе с ориентацией на достижение определенной цели);
  • метод “бинарных оппозиций” (использование парных категорий: потребитель — производитель; спрос — предложение и т. п.);
  • метод рекомбинаций (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы) и др.

Указанный подход широко использует методы математической логики и моделирования.

Структуалистический метод также применяется в товароведении. Это проявилось, например, в методах классификации товаров; в разделении товаров на группы, подгруппы, виды и т. п.; в разграничении свойств на простые и сложные; в делении показателей качества на единичные, комплексные и интегральные. Вместе с тем реализация структуалистического метода сопряжена с опасностью схематизма, с невниманием к взаимосвязям, с отстраненностью от явлений, не вписывающихся в структурные порядки.

Диалектический метод связан с диалектикой как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика делает акцент на процесс развития, показывая их закономерный характер. Развитие трактуется через призму трех основных законов диалектики: переход количества в качество и наоборот, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т. е. соотношение между двумя взаимообусловленными и вместе с тем отрицающими друг друга сторонами (противоположностями), присущими предмету или его частям. “Разрешение” противоречия приводит к появлению нового отношения (новой категории) и т. д.

Диалектический метод использует такие основные специфические методы познания реального мира, как метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод единства логического и исторического, системный метод.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному выступает как способ систематизации понятий (категорий) в рамках целостной системы, как способ теоретического воспроизведения целого. Движение от абстрактного к конкретному есть одновременное движение от части к целому, от простого к сложному, от общего к особенному и единичному, от неразвитого к развитому на основе принципов и законов диалектики (прежде всего диалектического противоречия). Восхождение от абстрактного к конкретному как бы нанизывается на ось восхождения противоречий, начиная с исходного противоречия системы. Таковым выступает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью товара.

Метод единства логического и исторического сводится к тому, что логическое (теоретическое) исследование предмета отражает реальный исторический процесс развития. Субординация категорий в теоретической системе в основных пунктах должно соответствовать исторической последовательности процессов. Вместе с тем логическое не является точной копией исторического: в нем история как бы освобождается от случайных форм, воспроизводится в ее наиболее значимых, объективно необходимых звеньях.

В основе системного метода лежит исследование объектов как систем. Этот метод ориентирует исследование объекта на раскрытие его целостности, на выявление многообразия типов связей, на сведение их в единую целостную картину. Целостное представление о предметной среде может быть создано на основе приведения в единое целое различных аспектов исследования, что возможно на основе системного подхода к ее изучению. В решении этого вопроса следует исходить из представления о целостной системе на основе принципа интеграции ее различных свойств.

Например, взаимодействие художественных и технических форм в дизайне (художественном проектировании) может быть исследовано при условии применения системного метода. Применение комплексности и системности в разработке моделей, конструкций новых изделий имеет определяющее значение. Для решения этой задачи необходимы совместные усилия инженеров, художников, экономистов, технологов, различных специалистов, работающих в конструкторских бюро.

Синтетические методы выражаются в использовании в товароведении методов других научных дисциплин. Это связано со стремлением преодолеть имеющиеся в рамках одной науки односторонние подходы. Указанное методологическое направление расширяет возможности товароведных исследований, однако, чревато потерей их целостного характера.

Специфические методы представляют собой конкретные инструменты, средства, приемы, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты товароведения.

К этим методам можно отнести:

  • анализ (расчленение объекта исследования — товара на отдельные свойства) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое, например, соединение потребительских свойств в качество);
  • индукция (движение от частного к общему, например выборочный метод контроля качества) и дедукция (движение от общего к частному);
  • абстракция (выделение существенных свойств товара при отвлечении от других свойств), допущение “при прочих равных условиях”, обобщение (общие, в том числе усредненные или наиболее вероятные, характеристики) и др.

Указанные методы проистекают в основном из формальной логики и могут быть обозначены как формально-логические. Поиск новых методологических подходов, применяемых в товароведении, безусловно, будет продолжаться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)