Групповая психотерапия

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта.

Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на иссле­дование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные). В современной практической психоло­гии существует узкая специализация психологов-консультан­тов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивиду­альному консультированию был специалистом и по группово­му консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его все­стороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исход­ных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. По­этому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в группо­вом консультировании, – это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации кон­сультирования могут и не присутствовать).

Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содер­жание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу.

Интересно
Содержание этих отношений может быть самым различ­ным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мыс­ли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои пред­ставления об их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представ­лены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каж­дого члена группы. Для решения этой задачи психолог дол­жен располагать психологическим материалом о типе отно­шений между членами группы.

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отме­чали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классифика­цию. В большинстве случаев в основе типологии лежит пред­ставление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А. И. Захаров, В. Са­тир, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко и др.

По нашему мнению, существенно важными для практи­ческой работы представляются факты, говорящие об устой­чивости отношений. Выявление этого содержания – относи­тельно постоянного для данной группы – позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений. Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматически­ми заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отно­шения создают фон для психосоматических заболеваний.

В литературе описаны три типа родительских семей у таких больных.

Первый тип – отношения «связывания», когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуника­ции, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности.

Второй тип семей – это се­мьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения, – развивается аутизм и тенденция к автономности.

Третий тип семей – это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения детей ро­дители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выделение этих устойчивых отношений в психодиагно­стической процедуре возможно, например, с помощью гра­фических методов (примеры в заданиях для самостоятель­ной работы) или через изучение состояния человека. Пока­зателями наличия постоянных травмирующих факторов мо­гут быть состояние глобальной семейной неудовлетворен­ности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связан­ное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нерв­но-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устой­чивое состояние индивида. Работа психолога с этим состоя­нием возможна только тогда, когда он работает с содержа­нием семейных отношений.

Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отноше­ний. В этом случае работа психолога с конфликтной лично­стью может стать основанием для изменения групповых от­ношений.

Описаны типы устойчивых личностных конфлик­тов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболе­ваниями: например, при язвенной болезни желудка и язвен­ной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существу­ет постоянный конфликт- зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодей­ствия всех членов группы.

У людей с гипертонией существует внутриличностных конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта – стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.

При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответ­ственности.

Мы уже отмечали, что одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое изобра­жение отношений между членами группы и описание ими на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и модальностей внутреннего мира Других членов группы.

Исследование структуры группы позволяет психологу не только выделить иерархические отношения – кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздейст­вия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы,-важный показатель содержания психологической информа­ции, который доступен каждому члену группы. С этой точки зрения можно выделить следующие типы воздействия чле­нов группы:

Анализ психологом типов воздействия членов группы по­зволяет отследить динамику возможностей каждого члена группы в использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы – психо­логическая информация о ее членах – будет дополнена анали­зом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отношений проявляется при анализе патологических свойств личности, проявляющихся именно в группе. Остановимся на характери­стике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологическими свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личность в отноше­ниях с другими людьми для воздействия использует инфор­мацию только в модальностях своего внутреннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Для эксплозивной личности, которая характеризуется не­контролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу», которая практически блоки­рует все другие модальности.

Резонер отличается воздействием на другого человека с помощью когнитивных характеристик внутреннего мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориенти­руется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны с этой точки зрения преобладани­ем в содержании воздействия одной какой-то модальности:

педант- модальность действия («я могу»), шизоидная личность – модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»), истерик может быть описан через преобладание в его воздейст­вии двух модальностей – «я хочу», «я чувствую» и т. п.

По нашему мнению, такой подход к описанию воздействия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек- клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической инфор­мации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дози­руя таким образом свое действие в группе.

Интересно
Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологической информации, моментов ее стабильности и изменчивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологическое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выражен­ное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые суще­ственным образом связаны с использованием психологиче­ской информации, влияющей на отношение членов группы, – действия прощения, наказания, поощрения, одобрения.

Содержание этих действий – психологическая информа­ция, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психо­логическую информацию различной модальности, но и че­рез отношение к ней открывает для прощаемого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержание воздействия создает усло­вия для рефлексивного действия другого человека и сам осу­ществляет такое действие. Таким образом, действие проще­ния способствует появлению новых альтернатив в поведе­нии всех членов группы, что является важным для становле­ния предмета взаимодействия.

Действие наказания с точки зрения использования в нем психологической информации о человеке создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в из­вестном смысле ограничивает альтернативы действия, уточ­няет предмет взаимодействия между членами группы.

Интересно
Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации, – это действие по репрезентации для участников взаимодействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помо­щью создается предмет взаимодействия, в котором основное со­держание – психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих действий -прощения, наказания, поощрения – как воздействия участни­ков группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуе­мой группы.

Схему исследования группы в психологическом консуль­тировании можно, по нашему мнению, представить следующим образом:

  • предмет взаимодействия группы;
  • устойчивые элементы в предмете взаимодействия;
  • динамические элементы в предмете взаимодействия;
  • содержание воздействия участников труппы друг на друга;
  • выработка альтернатив в действиях группы;
  • психологическая информация и ее модальности;
  • типы взаимодействия;
  • индивидуальное состояние участников взаимодействия;
  • мера воздействия;
  • задачи и резервы развития всех членов группы.

Последовательность этапов работы психолога, изложен­ная в этой схеме, позволит принять обоснованное решение о содержании профессионального воздействия на группу.

Таким содержанием может быть как информационно-просветительская работа психолога, так и совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы’.

Проводя групповое консультирование, психолог особенно внимательно должен контролировать содержание своей по­зиции, чтобы не организовать коалицию с одним членом группы против других. Такие тенденции особенно сильны в конфликтных группах.

Специфика консультирования каждой группы (семьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определя­ется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета- важная профессио­нальная психодиагностическая задача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточне­ния для членов группы содержания их социальных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать со­держание родительских ролей – роли отца и роли матери – с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы – это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью – основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)