Государственный долг

Содержание государственного долга. По своему экономическому происхождению государственный долг – это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных правительством страны за определенный период времени.

Рассчитываются показатели, которые на определенную дату отражают состояние государственного долга (например, госдолг в процентах к ВВП; госдолг в процентах к доходной части бюджета, внешний государственный долг в процентах к чистому экспорту и т.п.).

Основные функции государственного долга:

  • фискальная функция, т.е. мобилизация недостающих денежных средств и создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств;
  • стабилизирующая функция, которая предполагает прямое воздействие государства на макроэкономические процессы (в первую очередь это сокращение безработицы, стабилизация торгового баланса страны, насыщение товарами внутреннего рынка).

Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга — а наращивание этих частей долга ведет к разным последствиям.

Внутренний государственный долг — это долг правительства перед населением своей страны, связан с заимствованием денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. За последним могут скрываться негативные обстоятельства:

  • снижение эффективности национальной экономики (системный кризис);
  • завышенные государственные расходы («жизнь не по средствам»);
  • неэффективная налоговая система страны.

Негативные последствия наращивания внутреннего государственного долга могут обнаружиться в разных формах.

  1. Государственный долг — это стремление правительства и населения страны жить за счет будущих поколений. Поэтому ускоренное наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.
  2. Наращивание государственного долга заставляет правительство увеличивать налоговую нагрузку. В секторе домашних хозяйств такие действия тормозят потребление и сбережения, а в секторе бизнеса – рост инвестиций и сами склонности к инвестированию.
  3. Наращивание кредитной эмиссии в пользу правительства уменьшает возможности центрального банка для рефинансирования банковской системы, способствует повышению процентной ставки, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.
  4. Выплата процентов по государственному долгу есть не что иное, как перераспределение ВВП в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому чрезмерный государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, стимулирует инфляцию спроса.

Внешний государственный долг – это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями.

Появлению внешнего долга предшествуют достижение соответствующей двухсторонней договоренности, принятие правительством страны специального решения о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВф, МБрр, еБрр и т.п.).

К внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность, например, предприятий перед заграничными партнерами (поставка продукции с отсрочкой платежа, краткосрочные денежные ссуды, банковские кредиты), а также задолженность отечественных банков перед нерезидентами. Такие виды внешней задолженности включаются в состав совокупной внешней задолженности страны.

Последствия наращивания внешнего долга. Надо признать, что для страны неосмотрительное наращивание внешнего долга всегда сулит следующие серьезные последствия:

  1. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к распродаже иностранцам государственного имущества, в первую очередь высокоэффективных предприятий (распродажа «фамильного серебра»).
  2. Обслуживание внешнего долга в условиях отсутствия валютных резервов провоцирует ограничение внутреннего потребления и снижение уровня жизни населения.
  3. Нарастание задолженности перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг, ведет к удорожанию кредитных ресурсов.
  4. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые) может дополняться серьезными уступками иностранному капиталу.

Наличие государственного долга требует создавать специальную систему управления им, нести дополнительные расходы. В данном случае речь идет о совокупности действий правительства, которые связаны:

  • с выпуском новых государственных займов и выработкой соответствующих условий эмиссии ценных бумаг;
  • с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;
  • с проведением конверсии и консолидации займов;
  • с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.

Концепция ежегодного балансирования бюджета. По своей экономической сути наращивание государственного долга (D) есть финансирование текущих государственных расходов (G ) за счет наращивания налогов (T) в ближайшей перспективе:

D = G1 – Т1. (1)

В первом периоде государство закрывает недостаток налогов на величину D за счет тех или иных заимствований. Налоговая нагрузка не возрастает.

Но во втором периоде собранных налогов (Т2) должно быть достаточно для покрытия государственных расходов (G2) и обслуживания государственного долга (погашение долга и
выплата процентов):

Т2 = D (1 + Z) + G2. (2)

В данное уравнение (2) подставим значение государственного долга (1): Т2 = (G1 – T1) (1 + Z) + G2. После раскрытия скобок и перенесения в левую часть уравнения значения налогов полученное равенство разделим на значение 1 + Z:

T1 (1 + Z) + T2 = G1(1 + Z) + G2;

Данное уравнение выступает как бюджетное уравнение в условиях обслуживания государственного долга с учетом действующей процентной ставки при ежегодном балансировании бюджета.

Мультипликационный эффект. В современных условиях государственная финансовая система оказывает мощное воздействие на экономические процессы. Благодаря государственным финансам открывается возможность эффективно перераспределять финансовые ресурсы между ведущими отраслями национальной экономики, оказывать активную поддержку точкам экономического роста.

В целом потенциал воздействия государственных финансов на национальную экономику усиливается за счет особого мультипликационного эффекта.

Формула расчета мультипликатора:

Эффект вытеснения частных инвестиций. Государственным расходам предшествует увеличение налоговых сборов. Но обычно увеличение государственных расходов не оказывает отрицательного воздействия на объем потребления сектора домашних хозяйств, так как одновременно расширяются социальные трансферты и субсидии. Активное же заимствование государством денежных средств на финансовом рынке повышает процентную ставку, что затрудняет частному бизнесу доступ к банковским кредитам и снижает спрос на инвестиции. Вытеснение частных инвестиций приводит к негативным последствиям для экономического развития страны: ∆ D↑ → → ∆В↑ →→ Z↑ →→ DI↓ →→ ∆Y↓ →

→ ∆D↑.

Механизм воздействия государственных финансов получает разное отражение в концепции «здоровых финансов», концепции «функциональных финансов», а также концепции «правительственного продукта».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)