Государственное регулирование отношений в области геологического изучения месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи

Органами государственного регулирования отношений по геологическому изучению, разведке месторождений драгоценных металлов, драгоценных камней и их разработке являются Правительство РФ и органы государственной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ, осуществляя государственное регулирование отношений в области геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и камней и их добычи;
  • утверждает формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
  • определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности при пользовании участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и камней и их добычи;
  • устанавливает: порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней; порядок формирования Государственного фонда драгоценных металлов и камней Российской Федерации; порядок проведения экономико- правовой экспертизы проектов международных договоров России и соглашений субъектов Федерации с иностранными субъектами недропользования в области геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и камней.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и камней относится:

  • формирование и использование государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации;
  • приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней для формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ;
  • лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением участков недр, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • осуществление совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и камней и их добычи.

Основными функциями государственного регулирования пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, являются:

  • лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • реализация преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и камней для Государственного фонда драгоценных металлов и РФ, формирования золотого запаса РФ и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ в области геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и камней;
  • организация системы государственного контроля за качеством сортировки необработанных природных алмазов;
  • установление перечня организаций, проводящих аффинаж драгоценных металлов.

Лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в порядке, предусмотренном горным законодательством с изъятиями, установленными ФЗ РФ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”.

Владелец лицензии на добычу драгоценных металлов и камней вправе осуществлять добычу только собственными силами.

Договоры со сторонними организациями владелец лицензии может заключать только на предоставление услуг по охране и на выполнение отдельных видов работ, не связанных и добычей драгоценных металлов и камней ( геологическое изучение недр, геологоразведочные работы, проходка подземных горных выработок, буровзрывные работы, строительно-монтажные и иные специальные работы).

При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные федеральными законами РФ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, “О недрах”, другими нормативными актами, регулирующими отношения по лицензированию.

При получении лицензии заявитель должен, дополнительно к сведениям, требуемым в соответствии с горным законодательством, подать в государственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий, заявление о предоставлении ему права на осуществление определенного вида деятельности с драгоценными металлами и камнями и приложить документы.

Они удостоверяют:

  1. юридический статус субъекта и место его государственной регистрации;
  2. описание территории заявленной деятельности, расположения служебных и иных зданий и сооружений с приложением документов, планов, схем и их соответствие требованиям по обеспечению сохранности драгоценных металлов и камней;
  3. наличие профессиональной подготовки и финансовых возможностей для осуществления заявленной деятельности.

Дополнительно к общим основаниям для отказа в выдаче лицензии на недропользование, в выдаче лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку драгоценных металлов и камней может быть отказано, если заявитель не представил доказательства финансовой возможности, профессиональной подготовки, технической и технологической готовности для осуществления заявленной деятельности, либо не представил документы, подтверждающие техническую укрепленность производственных зданий, сооружений, помещений, обеспечивающую сохранность добываемых ценностей.

Дополнительным основанием прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и камней является невозможность выполнения государственных обязательств по международным договорам Российской Федерации, обусловленная деятельностью лицензиата.

Убытки недропользователя, причиненные прекращением действия лицензии, возмещаются государством.

Драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью лица, добывшего их на законных основаниях, если иное не предусмотрено лицензиями на их добычу, договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих лиц, а также международными договорами РФ.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

Государство имеет преимущественное право на закупку добытых в установленном порядке драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ “ О драгоценных металлах и драгоценных камнях” аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке.

Они предлагаются:

  1. специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  2. уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов РФ.

Перечисленные органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условии предварительного заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.

В случае невыполнения ими условий заключенного договора субъект добычи драгоценных металлов и драгоценных камней вправе оставить их за собой либо обратиться в арбитражный суд для защиты своих прав.

Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свои правомочия в соответствии с валютным и гражданским законодательством. Оборот драгоценных камней, не пригодных для изготовления ювелирных изделий, осуществляется без ограничений, предусмотренных валютным законодательством РФ.

Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации.

Гарантиями реализации преимущественного права государства на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней являются установленные ст.20 ФЗ РФ “ О драгоценных металлах и драгоценных камнях” ограничения на распоряжение добытыми драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)