Генеральное соглашение по тарифам и торговле
278. Еще до окончания Второй мировой войны в 1944 г. образованы были Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), ставшие вскоре специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций, созданной в 1945 году. МВФ и МБРР явились двумя опорными “столпами”, на которых в большой мере и до сегодняшнего дня зиждется валютно-финансовая система мировой капиталистической, иначе – рыночной экономики с опорой на долларе США, являющегося фактически мировой резервной валютой.
Третьим “столпом” этой системы мыслилась Международная торговая организации (МТО) в виде специализированного учреждения ООН, которая обеспечивала бы соблюдение общих правил международной торговли и ее либерализацию.
На состоявшейся в 1947-1948 гг. в г. Гаване (Куба) конференции был разработан проект свода таких общих правил (Гаванский устав), включая закрепление принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации, а также и образование МТО.
Конгресс США, однако, отказался ратифицировать Гаванский устав. США не удовлетворяло, в частности, отсутствие в Уставе положений о национальном режиме для иностранных капиталовложений и их гарантировании, не добились США также утверждения принципа “взвешенного” голосования в МТО на основе долевого участия стран в мировой торговле, нераспространения выгод, связанных с участием в МТО, на страны – не члены и т.д. В результате принятие Гаванского устава и образование МТО было сорвано.
Что касается Советского Союза, он изначально не принимал участия в Гаванской конференции, исходя из того, что заранее была известна целенаправленность принятого за основу американского плана разработки Устава на принципиальную применяемость его только к рыночной, капиталистической экономике.
Но именно эти рыночные торгово-политические основы Гаванского устава вполне устраивали и США, и ряд других развитых стран в сочетании с их интересами в либерализации международной торговли, прежде всего посредством снижения ставок импортных таможенных тарифов. Это явилось основой для подготовки и подписания в 1948 г. 23 странами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действующего с рядом изменений и до настоящего времени.
279. Формально Соглашение имело в виду довольно узкую практическую цель: взаимное многостороннее на базе принципа наибольшего благоприятствования последовательное снижение таможенных тарифов и закрепление сниженных ставок, а также ликвидацию нетарифных ограничений импорта, особенно количественных ограничений.
В ГАТТ не было предусмотрено создания каких-либо органов для наблюдения и руководства по осуществлению Соглашения, но укоренилась практика созыва несколько раз в г. Сессий Договаривающихся Сторон для обсуждения текущих вопросов, связанных с действием Соглашения.
В результате образовалась типичная параорганизация (М.М.Богуславский), т.е. учреждение без формальной институализации, без международной правосубъектности, но с определенной формализацией деятельности, даже процедурой принятия обязывающих решений и т.п.
280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых “раундов”, которые происходили:
- в Женеве (Швейцария) в 1947 г.;
- в Аннесси (Франция) в 1949 г.;
- в Торки (Великобритания) в 1950 г.;
- в Женеве в 1956 г.;
- в Женеве (Диллон раунд) в 1960-1961 гг.
К середине 60-х гг., однако, стало ясно, что “голое” снижение таможенных тарифов не удовлетворяет требованиям эффективной либерализации торговли.
Кроме того, в это же время в связи с возникновением множества независимых бывших колониальных стран резко стал возрастать количественный состав участников ГАТТ (с 26 государств в 1961 г. до 62 государств – в 1967 г.), что создавало новые проблемы в функционировании ГАТТ. Для развивающихся стран стали создаваться особые преференциальные условия на основе включенной в ГАТТ главы о статусе развивающихся стран.
В ходе последующих раундов, кроме всегда присутствующих в повестке дня переговоров о снижении тарифных ставок, акценты сместились в сторону регулирования появляющихся новых злободневных проблем регулирования торговли;
- в Женеве (Кеннеди раунд) в 1964-1967 гг. Разработка так называемого Антидемпингового кодекса;
- в Токио и Женеве (Токио раунд) в 1973-1979 гг. Разработка организационных вопросов (процедуры переговоров), разрешения споров и др. специальных правил торговли (“кодексов”);
- в Пунто дель Эсте (Уругвай) и Женеве (Уругвайский раунд) 1986-1994 гг. Участвовало уже 125 государств. Этот раунд стал эпохальным в эволюции ГАТТ. Все его организационные функции перешли к созданной системе Всемирной торговой организации (ВТО), функционально далеко перекрывающей регулирование торговли товарами, как было в рамках ГАТТ, и распространяющей это регулирование на торговлю услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, на торговые аспекты инвестиционных мер, на нетарифные барьеры в торговле и т.д
281. Дальнейший перманентный переговорный процесс в рамках ВТО идет в русле последовательного расширения сферы регулирования торговли в широком смысле слова, включая социальные и экологические аспекты развития торговых связей, что вызывает наибольшие проблемные трудности.
Возвращаясь к эволюции ГАТТ, необходимо отметить, что за полвека ГАТТ, выполняя функции многостороннего торгового договора, причем в многофункциональном объеме, и обрастая все новыми дополнениями, поправками и т.п. на базе изначальных основополагающих правовых принципов, по мере расширения состава его участников (на 2003 г. – 148) превратилось по существу в своего рода кодекс международной торговли.
Причем, учитывая участие в ГАТТ подавляющего большинства, в том числе основных торговых государств, волей-неволей и не участвующие в ГАТТ государства (например, Россия) вынуждены следовать правилам ГАТТ, определяя свои национальные нормы регулирования внешней торговли.
В ходе Уругвайского раунда новая редакция ГАТТ 1994 г. по сравнению с первоначальным (уже и ранее изменявшимся) текстом ГАТТ 1947 г. приобрела принципиально более твердые условия соблюдения Соглашения: национальное внешнеэкономическое законодательство должно полностью (ранее – “в максимальной степени”) соответствовать ГАТТ, а некоторые специальные договоренности, действовавшие лишь для некоторых стран-участниц о применении отдельных статей ГАТТ, стали обязательными для всех стран – членов ВТО.
282. ГАТТ состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
Часть I (ст. I и II). В ст. I – содержатся правила о принципе наибольшего благоприятствования, а в ст. II и в дополнительной Договоренности о ее толковании – правила о взаимности тарифных уступок.
Часть II (ст. II-XXIII) – правила о принципах и нормах применимого торгово-политического режима во взаимных отношениях стран-участниц.
Часть III (ст. XXIV-XXXV) – правила в основном процедурного, организационного и т.п. свойства, в том числе ст. XXVI – о статусе зон свободной торговли и таможенных союзов и ст. XXXV – о неприменении положений Соглашения в особых ситуациях, в частности ко вновь присоединяющимся странам.
И наконец, дополнительно включенная в ГАТТ часть IV (ст. XXVI-XXXVIII) – правила, относящиеся к особым условиям участия в ГАТТ развивающихся стран.
- Легализация документов для зарубежного применения
- Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частно-правовых споров
- Вашингтонская конвенция 1965 г
- Киевское соглашение о порядке разрешения споров по осуществлению хозяйственной деятельности
- Экономический суд СНГ
- Суд Европейского союза
- Международный трибунал по морскому праву
- Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках ВТО
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу