Функции культуры

Культура выполняет в обществе определенные функции: познавательную, гуманистическую, преобразующую, нормативную, релаксационную, аксилогическую, информационно-коммуникативную, защитную, воспитательную, функцию социализации.

Познавательная (гносеологическая) функция культуры

Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания как таковой в его целостности.

Теория познания – очень древняя дисциплина. Уже у античных авторов мы находим сложные рассуждения о том, каким же образом человек получает впечатления о внешнем мире, правдивы они или ложны, можно ли вообще познать истину. Культура дает целостное преставление о народе, стране, эпохе. Благодаря культуре (науке, искусству, образованию и т.п.) люди познают и осознают свои собственные потребности и интересы. Любая культура создает свою картину мира, познает человека, общество и окружающий мир.

Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в сознании человека. Познание выступает необходимым элементом деятельности человека, в результате человек получает новое знание о мире и самом себе.

Гуманистическая функция культуры

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты. Гуманизм в узком смысле – социокультурное и литературное движение эпохи Возрождения, гуманистические идеи были сформулированы Ф. Петраркой, Данте и др.

Интересно
В современном знании гуманизм представляет нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности общественных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению условий его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей и развития талантов.

Гуманизм отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, не учитывающие исторических условий и специфических черт каждого отдельного человека. Т.о., культура – совокупность прогресса человечества во всех областях и направлениях, при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида. При этом гуманизм выступает основание этого.

Гуманистическая функция культуры способствует формированию нравственного облика личности.

Преобразующая функция культуры

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. Если рассматривать человека, как существо, стремящееся только к максимальным удобствам и самосохранению, то на определенном историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна прекратиться.

Однако этого не происходит, т.к. человеку присуще стремление к выходу за пределы данности в преобразовании и творчестве. Культуру творит человек и одной из важнейших еѐ функций является преобразующая функция, т.к. деятельность человека направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование.

Нормативная функция культуры

Нормативная функция заключается в том, что именно культура ответственная за создание норм, стандартов, правил поведения

человека. Это обычаи, традиции, этикет, манеры, нравы. Все это в совокупности образует фундамент нормативной функции, на основе которого строятся право, мораль, идеология.

Условно всю совокупность существующих в обществе норм можно разбить на две группы:

  1. Ценностная группа.
  2. Рациональная (неценностная) группа.

При этом все известные комплексы норм (такие как мораль, право, идеология) попадают в первую (ценностную) группу. Возникает вопрос: для чего же нужна вторая группа? Однако существует множество правил, норм, которые не относятся ни к моральным, ни к правовым, ни к идеологическим.

Кроме того, культуры и страны мира можно условно разделить на культуры интенсивного насыщения нормами и неинтенсивного. По мнению специалистов наибольшее количество норм, правил, стандартов существует в Германии. Высокая насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур (Япония, Индия, Китай), где практически любое явление жизни, тем более культурное оценено и пронормировано.

Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями. Существует термин «нормативная избыточность», необходимый для того, чтобы показать и другой аспект культурных норм, а именно чрезмерную регламентацию поведения.

Существует и противоположный термин «культурная аномия» – отсутствие норм и законов. Данный термин ввел французский социолог и философ Э. Дюркгейм (1858 – 1917). Однако и избыточность, и недостаточность норм негативно отражаются на жизни человека. Регламентация поведения, вытекающая из нормативной функции, ограничивает свободу действий человека. Стремясь выполнить нормы, человек что-то подавляет в себе, что несомненно связано с напряжением.

Австрийский психолог и невропатолог, основатель психоанализа З. Фрейд (1856 – 1939) разработал теорию, согласно которой культура это нечто насильственное. Конечно же, нельзя сводить культуру только к подавлению, но тем не менее очевидно, что соблюдение культурных норм, вопреки желаниям, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации – отдых, досуг, и в этом случае культура является помощником (музыка, театр, кино, всевозможные развлечения).

Релаксационная функция культуры

Релаксация (от лат. – расслабление) – искусство физического и психического расслабления. Существуют естественные средства разрядки – смех, плач, гнев, крик, исповедь, но это все индивидуальные средства и их недостаточно, чтобы снять коллективное напряжение. Для этого существуют увеселительные мероприятия, праздники, фестивали.

По мнению выдающегося отечественного ученого М.М. Бахтина (1895 – 1975) в праздничные дни все переворачивается вверх дном. С его именем связано понятие «смеховая культура» – культурно-психологический феномен (элементы: гротеск, ирония, пародия, сатира), в котором выражается способность человека к комической оценке действительности.

Механизм смеха – это сложнейший психологический механизм, который формируется у человека. Что же является ключевым? Чем принципиально различаются смех и плач? На это ясно указал еще Аристотель.

«Смешное – это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда», – говорит он, давая определение комедии.

Как отмечает М.М. Бахтин, в эпоху Средневековья, когда господствовали крепостнические отношения и господствующей идеологией была религия, в Европе ежегодно проходили карнавалы. Эти карнавалы длились несколько месяцев. Что же происходило во время карнавалов? Здесь все подвергалось осмеянию. Все сложившееся, все существующие, господствующие отношения. Высмеивались и господа, и религия, и священнослужители, и мир как бы во время этих карнавалов становился на голову.

Бахтин пишет, что карнавал не знал разделения на исполнителей и зрителей. Карнавал не созерцают. В нем живут. И живут все, потому что он по идее всенароден. Это особое состояние мира, его возрождение и обновление, которому все причастны. Почему же это так?

Если попытаться раскрыть логику этого явления Средневековья, его загадку, то можно сказать следующее. Очевидно, что в мрачную эпоху, когда сама жизнь в ее подлинности была, как бы перевернута на голову, карнавал был средством попытаться ощутить подлинность человеческой жизни, попытаться почувствовать, а что же есть истинно человеческая жизнь.

Народ подвергал критическому осмеянию всю свою жизнь, все ее устройство, он посредством веселого, радостного, ликующего смеха стремился сохранить это подлинно человеческое в себе, утвердить его в своей душе. Именно в этом аспекте мы можем говорить о смеховой культуре человечества. Человечество в течение тысячелетий вырабатывает и культивирует свою способность подвергать смеху все явления своей жизни, пропуская все через целительное чувство комического. И видов комического за эти тысячелетия человечество выработало множество: юмор, сатира, ирония.

Сарказм – язвительная насмешка. Так, например, аспекты немецкого гуманизма выразил саркастичный наблюдатель Себастьян Брант в книге «Корабль дураков» (1494). Изображая дураков разных сословий и профессий, собирающихся в Царство глупости, Брант обличает невежество и своекорыстие, засилье «Господина Пфеннинга», забвение общего блага князьями, попами, монахами, юристами. Нравоучительные сентенции, широкое использование народных пословиц и поговорок характерны для книги. Его книга стала истоком обширной немецкой «литературы о дураках»; ее влияние сказалось и в других странах Европы.

Комическое – средство борьбы, путь к победе над тем, что мешает жизни.

Интересно
Существуют специальные средства релаксации – фильмы катастроф, детективы, приключенческие романы, которые позволяют символически вместе с героями совершать действия, которые невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений, с которым вы все знакомы – приключения в виртуальных компьютерных мирах.

В целом приобщение человека к искусству оказывает на человека созидающее влияние, которое получило название катарсис. Понятие катарсиса ввел великий древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который считал, что очищение от страстей совершается посредством искусства.

Аксиологическая (ценностная) функция культуры

«Аксиология» – это теория ценностей. В жизни мы всему даем оценку, соотнося предметы и явления со своими интересами и воззрениями. То, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас и составляет ценность. Ценностей множество. Они находятся в сложном переплетении друг с другом и могут быть разделены по разным основаниям.

Так можно выделить ценности материальные и духовные, групповые и общечеловеческие, вечные и сиюминутные и так далее. К важнейшим ценностям всегда относят истину, добро, красоту, справедливость, любовь. Сама человеческая жизнь является великой ценностью.

Аксиология как раз и посвящена изучению того, как ценности возникают, формируются, соподчиняются. Почему ради одних ценностей можно пожертвовать другими (например, жизнью – ради блага родины или, наоборот, любовью – ради денег), есть ли у мира ценностей некая онтологическая основа, не зависящая от нашего сознания. В общем-то, аксиология занимается вполне жизненными вещами, с которыми мы сталкиваемся почти каждый день. Ее естественным продолжением выступают «экзистенциальные проблемы».

Очень сложно? Но без этого не обойтись. Никто не падает в обморок оттого, что физический прибор именуется «синхрофазотроном», а химическое соединение, к примеру, «диоктилсульфосукцинатом натрия».

От гуманитарных же дисциплин все почему-то ждут простоты, в то время как сложнее человека и сознания ничего на свете нет (А. Эйнштейн заметил когда-то, что тайна атомного ядра есть детская игра по сравнению с тайной детской игры).

Слово «экзистенция» (те, кто силен во французском и немецком, его знают) означает «существование».

Речь идет о проблемах нашего повседневного существования, обыденной жизни. Это проблемы человеческого понимания и непонимания, одиночества, любви. Это вопросы нашей судьбы и свободы, надежды и ответственности. Нет человека, у которого хотя бы изредка не возникали собственные экзистенциальные проблемы.

Т.о., культура способствует формированию ценностей, идеалов, поскольку жизнь невозможна без ценностей, т.к. они придают обществу определенную степень порядка и предсказуемости.

Таким образом:

  1. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.
  2. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, благодаря чему обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик.
  3. Культура поддерживает непрерывность существования за счет трансформации своих ценностей.

Информационно-коммуникативная функция культуры.

Информационная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется историческая память, которая опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, в языках науки и искусства. Информационная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками.

Т.о., информационная функция культуры – накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем возрастает прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

Защитная функция культуры

Суть ее заключается в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений (орудия труда, лекарства, транспортные средства, источники энергии) человек многократно увеличил свои возможности адаптации к окружающему миру.

Однако, на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие им же порожденные. Так например, с одной стороны – побеждены некоторые болезни (чума), подчиненным некоторые явления природы, но с другой стороны – истощается почва, загрязняется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни (СПИД). Т.е. функция сопровождается дисфункцией.

Воспитательная функция культуры

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека. Оно осуществляется культурой в целом и ее важнейшими отраслями. Всесторонне развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через призму образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его ум, душу, социальную зрелость.

Культура является важнейшим институтом воспитания и регулятором взаимодействия людей. К особой функции культуры следует отнести социализацию. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации человек осваивает хранящиеся в культуре программы и учится жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Каждый человек погружается в определенный  культурный контекст, из которых черпает идеалы, представления, правила, способы действия.

Таким образом, можно отметить, что культура понятие многоаспектное, это и результат, процесс, деятельность, способ, отношения, нормы, система, при этом главным объектом является человек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)