Формы участия публично-правовых образований в гражданском обороте

При определении характера участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, прежде всего, необходимо установить пределы этого участия. Закрепляя принцип равенства в качестве общего правила их участия в гражданских правоотношениях, законодатель сделал оговорку: если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).

Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач – региональных и местных, связанных имущественными отношениями.

Государственные образования непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются своей государственной казной, состоящей из средств государственного бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных и муниципальных нужд, а также в роли заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита и т.д.

Публично-правовые образования могут выступать в качестве участников обязательств из причинения вреда (деликтных). Разновидностью (частным случаем) такой ответственности является ответственность за вред, причиненный вследствие издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (ст. 1070 ГК РФ). Государство участвует и в иных гражданско-правовых отношениях: при выпуске государственных займов, государственных казначейских обязательств, проведении государственных лотерей и т.д.

В соответствии с нормами наследственного права государство может выступать в качестве наследника, как по завещанию, так и в силу закона. В качестве самостоятельного субъекта права государство участвует в авторских и изобретательских правоотношениях.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Реализация дееспособности публично-правовых образований в гражданских правоотношениях через государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностных лиц, рассматривается в теории как непосредственное участие. Вместе с тем, дееспособность рассматриваемых субъектов может также реализовываться посредством специально создаваемых юридических лиц, функционирующих на основе государственной или муниципальной собственности (например, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.). Такая форма реализации дееспособности называется опосредованное участие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)