Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и юридических лиц

Право на фирменное наименование является важнейшим средством индивидуализации юридического лица. Фирменное наименование (фирма) – наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников.

Фирменное наименование должно удовлетворять следующим требованиям:

  • указание на организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, казенное предприятие и т.п.);
  • его тип (форма собственности, на которой основано: государственное, муниципальное, частное);
  • профиль деятельности (производственное, торговое, учебное и т.п.);
  • личность владельца;
  • специальное наименование (например, объединение «Светлана»);
  • оно должно быть новым и отличным от уже используемых;
  • неизменность – т.е. принцип «постоянства фирмы».

Субъектами фирмы являются: коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели (ст. 54, 1027, 1028 ГК РФ).

Содержание права на фирменное наименование:

  • возможность выступления в гражданском обороте – совершение сделок и иных юридических действий.
  • возможность защищать под этим наименованием свои имущественные и неимущественные права.
  • право требовать от всех третьих лиц воздержания от неправомерного использования этого наименования.
  • право распоряжаться – (по договору коммерческой концессии) – передавать лишь на время.
  • обязанность – должен выступать только под собственным наименованием.

Признаки права «на фирму»:

  • исключительность – монополия права на реализацию (в полном объеме и только обладателем этого права).
  • абсолютность – действует в отношении всех других лиц.
  • оно имеет неимущественное и имущественное содержание:
  • неимущественное – в аспекте связи с деловой репутацией, честью и достоинством.
  • имущественное – в аспекте влияния на имущественное положение, которое зависит от авторитета фирменного наименования, отношения к нему участников гражданского оборота. Ему дается стоимостная оценка:
  • в составе материальных активов;
  • оно может отчуждаться, сдаваться в аренду в составе предприятия, как имущественного комплекса;
  • может передаваться в пользование по договору коммерческой концессии;
  • его нарушение может повлечь взыскание причиненных убытков.
  • бессрочность;
  • экстерриториальность – охраняется на всей территории РФ и на основании Парижской конвенции по охране промышленной собственности – во всех странах, являющихся ее участниками.

Право на товарный знак и знак обслуживания также индивидуализируют юридическое лицо и охраняются законом.

Товарный знак – это символ, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые товары (услуги). Это обозначение способно отличать товары и услуги одних лиц от однородных товаров (услуг) других лиц.

Оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  • содержать условное обозначение – символ, заменяющий полное название (подчас длинное и сложное);
  • новизна;
  • оно должно помещаться на выпускаемой продукции, ее упаковке, в сопроводительных документах;
  • оно должно быть в установленном порядке зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Виды товарных знаков различаются по форме выражения: словесные (оригинальные слова, короткие фразы, например – «Nordic»); изобразительные (рисунки, изображения, знаки); объемные (форма изделия, или их упаковка).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)