Формы контроля за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного контроля, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы:

  • парламентский;
  • административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами.

Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль;
  • последующий контроль.

Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов учреждений, направлен на предупреждение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств. Он предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, полноты указанных источников доходов, ожидаемых доходов.

Предварительный контроль способствует выбору наиболее экономичных решений, и от качества его постановки и проведения во многом зависят итоги исполнения бюджета в целом.

Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Это контроль, осуществляемый на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета в целях предотвращения нарушений при их расходовании, соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществления финансово-денежных расчетов. Он предполагает проверку соответствия предлагаемых к оплате расходов утвержденной смете доходов и расходов, кодам бюджетной классификации и соответствие заключенных договоров доведенным лимитам бюджетных обязательств и др.

На этой стадии эффективность контрольных действий важна, поскольку такой контроль предотвращает саму возможность нарушения бюджетной дисциплины.

Текущий контроль играет роль меры превентивного воздействия на процесс формирования и использования государственных ресурсов. Этот вид контроля призван предупредить неоправданное расходование бюджетных средств и обеспечить более полную мобилизацию доходов в бюджет.

Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Это контроль, проводимый после использования средств федерального бюджета в отчетном периоде путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для определения эффективности, целенаправленности расходования бюджетных средств и своевременности совершения операций с этими средствами.

Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

  • получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • получение от финансовых органов оперативной информации об ис-полнении соответствующих бюджетов;
  • утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета;
  • создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);
  • вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты. Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

  • право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
  • право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
  • право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявляемых нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)