Методика и методы проведения бюджетного анализа

Методика экономического анализа бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и частных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам.

К ней относятся: 

  • определение задач анализа;
  • подбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;
  • использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;
  • применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;
  • прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;
  • широкое применение, наряду с абсолютными, относительных и средних показателей, а также свободных величин;
  • применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета, и др.

Практическое применение частной методики определяется уровнем бюджета; видами доходов или направлением расходов; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способам их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

Обработка экономической информации при проведении анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструменты. Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод – группировка, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментов для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Также такие коэффициенты могут быть использованы в каче-стве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

С помощью бюджетных коэффициентов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь, знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению. Таким образом, наряду с методами анализа, характеризующими общий подход к исполнению бюджета, существует и методика его проведения, которая определяет виды и этапы аналитической обработки информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)