Формирование внешней информации
Наряду с внутренней информацией в условиях рыночной экономики России для принятия рациональных управленческих решений необходимо располагать информацией о состоянии внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта.
Такая информация поступает из источников, находящихся вне хозяйствующего субъекта, и поэтому называется внешней информацией; в ее состав входят:
- политическая информация, характеризующая экономическую политику государства и ее изменения, в частности в области поощрения или запрещения отдельных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, а также налогообложения;
- экономическая информация о состоянии спроса и предложения по разным видам товаров и услуг на отечественных и зарубежных рынках, о процентных ставках за кредит, о биржевых котировках ценных бумаг разных эмитентов, о колебаниях курсов иностранных валют, о рейтингах отдельных коммерческих банков и компаний, с которыми анализируемый субъект имеет деловые отношения, о состоянии и перспективах развития отдельных отраслей и подотраслей народного хозяйства;
- информация о деятельности, финансовой устойчивости и перспективах развития конкретных хозяйствующих субъектов, являющихся покупателями, поставщиками, инвесторами, заемщиками, эмитентами ценных бумаг, кредиторами либо конкурентами анализируемого хозяйствующего субъекта;
- научно-техническая информация о новых технологиях, оборудовании, конструкционных материалах, о новых тенденциях совершенствования готовых продуктов в различных отраслях и сферах бизнеса; особым блоком научно-технической информации являются данные о кадровом потенциале соответствующего сегмента бизнеса, включая характеристики выпускников учебных заведений разного уровня, обзоры рекрутских агентов и данные биржи труда.
Особое место в системе внешней информации занимает маркетинговая, иногда называемая разведывательной. Она наиболее сложна, неопределенна и в какой-то мере рискованна. Никто нужных данных для маркетолога-менеджера заранее не готовит.
Наблюдение за рынком, находящимся в непрерывной подвижности, за действиями конкурентов, за изменением цен, качеством и биологической чистотой продаваемого товара тем более затруднено. К тому же и запросы потребителей очень переменчивы; количественно обозначить их архисложно.
В ряде случаев приходится сталкиваться и с использованием нецивилизованных способов получения нужной коммерческой информации (экономический шпионаж, подкуп, воровское подключение к чужой компьютерной программе и др.).
Ведь было время на Руси, когда непреложным носителем экономической информации было так называемое «купецкое слово» («уговор дороже денег»). Не требовалось подписывать фьючерсные контракты, выдавать векселя, расписки и т.д. Имели место, наконец, знаменитые «долговые ямы», даже выбравшись из которых купец полностью утрачивал доверие своей прежней клиентуры.
Времена меняются, и цивилизация сопряжена со многими явлениями, которые не только трудно объяснить, но и понять. В нашей действительности возникла масса экономических преступлений, много криминальных разборок, заканчивающихся заказными убийствами конкурентов. Появилось слово «килер», которого не было в наших прежних энциклопедических словарях.
Менеджер, маркетолог, коммивояжер и другие работники коммерческой службы должны быть не только отменными профессионалами, образованными специалистами, но и обладать чувством интуиции (опосредованным и знанием, и опытом), своеобразным коммерческим чутьем.
Третьей частью маркетинговой информационной системы является, как указывалось выше, изучение конкретных проблем маркетинга. Иными словами, речь идет о рациональном использовании имеющейся (внутренней) и разведывательной (внешней) информации. Именно на этом этапе определяется истинная потребность в необходимой информации. Здесь возникают противоречивые трудности как в связи с недостаточностью информации, так и с ее избыточностью.
Наконец, важной частью маркетинговой информационной системы является принятие оптимальных управленческих решений. Именно на этом этапе проявляется целесообразность того, насколько целенаправленно городился весь информационный «огород». Степень рациональности определяется тем, насколько правильно принято управленческое, истинно оптимальное решение (из десятков, а может быть, и сотен альтернативных).
Без специальных приемов экономического анализа, без построения нужных экономико-математических моделей достичь этого невозможно. Процедура здесь такова: обоснованно ставится экономическая задача, осуществляется ее математическая формализация, задается компьютерная программа, выдается результат счета, ведется анализ полученных коэффициентов, выбирается управленческое решение и испытывается его оптимальность.
Важное место в маркетинговой информации занимает реклама. С ее помощью можно привлечь значительное число покупателей того или иного товара. Ранее рекламное дело у нас почти отсутствовало. Лишь с переходом к рыночной экономике положение несколько улучшилось. Однако и теперь множество неполадок в организации рекламного хозяйства.
Реклама не всегда несет необходимую для покупателя полезную, нужную информацию. Она не всегда доходчива, эстетична, достоверна (порой лжива). Рекламная информация чаще касается «заморских» товаров; продукция отечественного производства рекламируется крайне хотя по своему качеству, биологической чистоте, прочности и долговечности часто лучше зарубежной.
Оценивая информационное современное обеспечение субъектов хозяйствования в России, можно отметить две противоречивые тенденции:
- С одной стороны, в условиях рыночной экономики активно развивается самостоятельный сегмент информационного бизнеса, профессиональной задачей которого становится сбор, систематизация и распространение на платной основе необходимой информации. Такая информация может готовиться для публикации в журналах, специальных бюллетенях, специализированных изданиях и т.п., а может быть подготовлена по заказу конкретного клиента. Информационные агентства специализируются на подготовке определенных видов информации, имеют в своем составе квалифицированных специалистов и наряду с цифровыми данными дают интересные пояснения и обобщения информации. Это значительно повышает целевую ориентацию информационного обеспечения. Такие агентства активно используют современные информационные технологии при формировании и использовании формируемых баз данных.
- С другой стороны, в России утрачена традиция подготовки статистическими организациями разного уровня сборников статистических данных (по регионам, странам), которые традиционно являлись основой для сравнительного анализа деятельности организаций. Учитывая особенности рыночного хозяйства и обострение конкуренции, объем информации, которая размещается в сборниках, резко сокращается.
Кроме того в связи с высокой инфляцией и быстрой сменяемостью производства необходима серьезная работа по обеспечению сопоставимости данных, что значительно повышает трудоемкость работы при подготовке таких изданий. Отсутствие такой информации или несистематическое ее получение приводит к тому, что рамки аналитической работы сужаются.
- Экономический анализ в период перехода к рыночным отношениям
- Экономический анализ в послеоктябрьский период
- Экономический анализ в условиях царской России
- Истоки экономического анализа
- Экономический и финансовый анализ как метод обоснования и контроля за исполнением бизнес-плана
- Основы методологии фундаментального анализа
- Сетевой анализ
- АВС-анализ
- Методы экономического анализа для обоснования стратегических решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу