Формирование личности журналиста

Овладение научными знаниями в сфере журналистики органически связано с формированием личности журналиста в совокупности общих и особенных черт его как профессионала.

Профессия (лат. professio — «официально указанное занятие», «специальность») — это возникший в условиях разделения труда особый род трудовой деятельности, требующий владения комплексом общих и специальных знаний и практических навыков, закрепленных в опыте.

В рамках профессии выделяется целый ряд специальностей. При этом по мере развития форм массово-информационной деятельности количество специальностей и тем более специализаций в рамках единой журналистской профессии увеличивается.

Но как бы далеко ни отстояли одна от другой специфические области труда репортера и ответственного секретаря, комментатора и режиссера, заведующего отделом писем и собственного корреспондента, сохраняется и, более того, становится все более значимой совокупность общепрофессиональных свойств, которые в особых проявлениях и своеобразных взаимодействиях составляют основу «структуры» личности каждого журналиста-профессионала.

Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. И эта совокупность профессиональных черт всегда привлекала к себе пристальное внимание.

Не случайно уже на заре российской журналистики первую сводку черт личности и правил поведения журналиста сделал М. В. Ломоносов в знаменитом своем «рассуждении», известном как «Диссертация о должности журналиста».

И в дальнейшем многие крупные журналисты писали о своеобразных чертах, особенностях труда, радостях и трудностях своей профессии. Не случайно один профессор консерватории на вопрос студентки: «Над чем работать дальше», ответил: «как над чем? — над личностью», имея в виду, что настоящий профессионал — это творчески своеобразная личность.

Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве «ядра» личности как главные следует выделить мировоззренческие, социально-политические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой профессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей.

Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, склонностей, способностей, обеспечивают совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт.

«Внешний» слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответственности за профессионально-творческую самореализацию, за самосовершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обществу.

Схематически мир личности журналиста можно представить следующим образом:

Разумеется, между различными областями профессиональных качеств нет жестких границ. Более того, между ними существуют всесторонние взаимосвязи и зависимости. Ответственность, например, требует знаний в области права и этики, а опыт — осмысления с помощью теории.

И как бы велики ни были склонности, реализоваться они могут, только будучи обеспеченными знанием и опытом (при этом в меру способностей и при ясной и твердо проводимой социальной позиции).

Иначе говоря, журналист может «состояться» только при условии, если претендующий на эту роль человек обладает всеми названными качествами (хотя бы в минимальной степени).

Ведь отсутствие или слабое развитие таких качеств, как, например, ответственность или способности, серьезно (а в крайнем случае и полностью) блокирует проявление других качеств, и журналист оказывается «несостоявшимся».

Нельзя назвать журналистом человека, который не считает себя ответственным перед аудиторией за удовлетворение ее нужд, не считает себя обязанным «работать на нее», пренебрегает этическими и правовыми нормами.

Недостатки усугубляются, если его знания, опыт и личностные свойства, вполне развитые для выполнения профессиональных обязанностей, «накладываются» на неразвитость социальной позиции или, более того, на политическую беспринципность.

Таким образом, в теории надо видеть единство этих качеств журналиста, а на практике — стремиться к максимально гармоничному их развитию. Недостаток развития тех или иных свойств и дисгармония между ними ведут к существенным нарушениям требований профессии в процессе формирования работников СМИ.

Так, например, доктринеров формирует жестко заданная, негибкая (хотя, может быть, и широко развитая) социальная позиция, почвой для которой являются слабые творческие способности, недостаток интеллекта, отсутствие смелости (так необходимой для изменения взглядов в связи с переменами в закономерностях действительности), слепая вера в однажды усвоенные идеи.

А позиция журналистов-приспособленцев характеризуется слишком легким отношением (а иногда и полным пренебрежением) к тому, что называется принципами, циничным отношением к идеалам и ценностям, желанием услужить очередному «хозяину» (при этом не всегда на первый план выступает материальный интерес).

Парадокс заключается в том, что и догматик, и приспособленец при определенных обстоятельствах могут служить «добру, истине и справедливости». Но в любом случае в их произведениях будут ощущаться натянутость, искусственность, заданность, хотя при этом в них можно усмотреть ростки таланта, проблески ума, определенные способности, знания и т.д.

При общих профессиональных требованиях творческих индивидуальностей, в которых специфически проявляется вся совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна.

Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляются ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие — на образное мышление; одни — на строгое доказательство, другие — на изложение деталей и подробностей; кто-то мобилизует свои преимущества в прогностической сфере, а кто-то — в исторических аналогиях и т.д. и т.п. И так специфически проявляется суть профессионала — служение человеку и обществу.

Эти индивидуальные различия (при более или менее сбалансированном проявлении всех качеств) не только неизбежны, но и необходимы для жизни редакционного коллектива как живого организма.

Редакция тогда представляет собой подлинный коллектив, когда его отдельные члены как оркестранты ведут свои особые «партии» на своих различных «инструментах» и под руководством редактора-дирижера создают «симфонию» номера или выпуска.

В таком коллективе позитивные и уникальные свойства каждого усиливаются, проявляются максимально активно, а недостатки и слабости купируются, восполняются индивидуальностью деятельности коллег.

Таким образом, каждый журналист должен стремиться видеть себя в коллективе (а не в «совокупности» нанятого «работодателем» персонала сотрудников) и, формируясь при этом как «профессионал вообще», особое внимание обращать на развитие своих индивидуальных, уникальных возможностей и качеств.

Так, например, каждый журналист дол- жен уметь работать оперативно, но при этом один может и хочет работать «с колес», максимально быстро готовить материалы «в номер», другой предпочитает основательную работу над крупными, развернутыми материалами и потому выступает реже.

Даже журналисты-одиночки, работающие вне коллективов («независимые», «фрилансеры» — от англ. free lance — «нештатный журналист», буквально «вольный», «свободный стрелок»), так или иначе соотносят свои возможности с характером и нуждами определенных редакций СМИ.

Мир личности целостен, связи между его составляющими неразрывны, поэтому трудно отдельно характеризовать каждую из них. Этот факт надо учитывать при неизбежности «поэлементного» изложения.

Склонности являются как бы «запускающим механизмом» при формировании журналиста. Будучи характеристикой стремления быть журналистом, внутренней расположенности к этой сфере деятельности, они обладают определенной силой и мотивацией.

Сила склонности может быть расположена в диапазоне от поверхностного, обусловленного какими-то внешними причинами желания оказаться «внутри» мира журналистики, до страстного стремления, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия, притом не только внешние, но и внутренние, вплоть до восполнения «недоданного» природой.

Конечно, хорошо, если склонности «подтверждены» и способностями, и соответствующими личностными качествами, но и при нехватке природных задатков склонность может максимально купировать эти недостатки работой над собой.

При этом чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объяснения» склонностей. Тут тоже широк диапазон и велико разнообразие.

Условно можно выделить две группы мотивов — «для себя» и «для общества». Первая проявляется в стремлении реализовать свои творческие способности, найти способ самореализации (в увлечении «дальними странствиями», в пополнении знаний о жизни, ведении расследований явлений действительности, в попытке самоутверждения и т.д.).

Ни один из этих мотивов (даже стремление к материальному благополучию) не должен вызывать негативного отношения. Но только в прямой связи с мотивами «для общества» они приобретают реальный смысл в мире профессионалов.

Мотивы служения обществу в этой трудной, а порой и опасной (хотя и окутанной часто романтическим флером) профессии для настоящего журналиста являются доминирующими. Отсюда — прямая связь между мотивами и объективной ролью журналистики в обществе и способами ее реализации.

Стремление к максимально эффективной работе в массово-информационной сфере, желание принести реальную пользу на избранном поле деятельности, забота о реализации представляемой журналистом социальной позиции, соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь, нацеленность на решение социальных проблем, как бы остры и «неподъемны» они ни были, и т.д. — вот где лежит основная сфера мотиваций журналиста.

При этом в рамках доминирующих мотивов «для общества» субординация конкретных стремлений (желание быть прежде всего либо «ловцом новостей», либо «разгребателем грязи», либо борцом за реализацию конкретно-практических организационных результатов и т.д.) может быть разной в зависимости от индивидуальных особенностей журналиста и, конечно, от нужд редакций.

Последняя причина иногда заставляет «наступать на горло собственной песне» — ведь журналисту надо вести свою «партию» в рамках деятельности «оркестра» редакции.

Способности это особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности.

Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого).

Особенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способностей однонаправленны. В этом случае они как бы помогают друг другу в саморегуляции, в развитии тех качеств личности, которые наиболее значимы для максимального осуществления ее возможностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)