Типы и методологические основы творчества

Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике через произведения всех типов творчества, выработанных человечеством, — научного, художественного, публицистического.

Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания.

И хотя разные издания (и программы) в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них может быть найдено место для любой из этих форм.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хотя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования научной «картины» мира.

Это — мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от культурологии до психологии).

Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни.

Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно- идеологические, научно-популярные произведения.

Вот почему все большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике ученых разных профилей, которые могут составить авторский актив издания (программы) или работать «на журналистику» по спорадическим заказам.

Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медицины, экологии и т.д.

Это и пришедшие в журналистику ученые, и журналисты, ставшие учеными — кандидатами и докторами наук. Однако задачи, решаемые журналистикой с помощью ученых, столь обширны и столь значимы, что и от «рядовых» журналистов требуется овладение навыками работы с научной литературой, банками данных, оперативной научной информацией.

Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, повседневное деловое общение с учеными — все это важные качества журналистов, необходимые в повседневной работе.

Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслуживающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь научного знания с актуальными вопросами современности.

Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место.

Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего.

Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.

Поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. Ведь отбирать и тем более специально заказывать произведения этого типа творчества можно лишь обладая знаниями и художественным вкусом, совмещенными с журналистским видением проблем современности.

При организации «трансляций» произведений искусства перед журналистом стоит задача подготовки комментариев, сопровождающих публикацию рассказов, повестей, романов, стихотворений, включение в программу спектаклей, фильмов и концертов, проведение репортажей с выставок, музеев и частных собраний коллекционеров.

Роль этих комментариевсвязать выбранные произведения с актуальными вопросами дня. Органическое введение в структуру номера или программы художественных произведений — непростая задача, требующая соединения журналистских качеств и художественного вкуса.

Тем более это необходимо, когда на основе художественных произведений создаются специальные передачи (музыкально- поэтические композиции, радиофильмы о творчестве и жизни композиторов, музыкантов, телесериалы о художниках, скульпторах, архитекторах, «путешествия» по музеям, архитектурным ансамблям и т.д.).

В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров — это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а так- же профессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.

Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества.

И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики.

Если также учесть, что произведения публицистики в той или иной мере и форме несут фундаментальную информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, поскольку размышления журналиста о текущих событиях не могут не опираться на глубокие пласты его сознания.

Естественно поэтому, что роль публицистики для журналистики оказывается «вдвойне» значимой. Так как, «обслуживая» общественное мнение, она также в той или иной мере «работает» на другие компоненты массового сознания.

Публицистика (лат. publicus — «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России.

При этом понятие «публицистика» до сих пор разными учеными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие — массово-политические тексты; третьи — полемически острые произведения; четвертые — статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения.

Если же рассматривать публицистику как творческую форму, возникшую для «обслуживания» общественного мнения как особого компонента массового сознания, можно (в соответствии с нуждами и особенностями общественного мнения) выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества.

Прежде всего публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздает целостную панораму современности как «момента» перехода из прошлого в будущее.

С этим связано и та характерная черта изданий и программ, что они составлены из множества произведений и составляют некое единство в многообразии. Тем самым текущая история может быть представлена во всей полноте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)