Федеральное законодательство о лицензировании

Говоря об источниках лицензионного права, мы указали, что нормы лицензионного права содержатся в огромной массе нормативных правовых актов как непосредственно направленных на установление лицензионной процедуры, так и косвенно упоминающих о ней, применительно к особенностям соответствующей области правового регулирования.

Отмечалось, что в систему источников лицензионного права включаются и ключевые акты других отраслей права (гражданского, уголовного, административного), а также общие нормы административного права, такие, как нормы положений о федеральных органах исполнительной власти, закрепленные в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и Указах Президента РФ.

В данном параграфе сосредоточены сведения о той части федеральных источников лицензионного права, которые непосредственно содержат нормы, посвященные лицензионной процедуре, т.е. определяющие порядок лицензирования, лицензионные условия и требования, сроки действия лицензий и тому подобные параметры применения лицензионного механизма. Собственно эти нормативные правовые акты и составляют федеральное законодательство о лицензировании.

Федеральное законодательство о лицензировании в настоящее время в соответствии со смыслом норм, заложенных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», составляет разветвленную сеть связанных с собой нормативных правовых актов о лицензировании.

Наиболее важных нововведением указанного Закона о лицензировании является установление исчерпывающего перечня лицензируемых видов деятельности, видов деятельности, на которые действие лицензионного законодательства не распространяется, а также правила о возможности введения лицензирования иных видов деятельности только путем внесения дополнений в предусмотренный Законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (п. 3 ст. 17 Закона о лицензировании).

Таким образом, появилась определенность в вопросе о необходимости лицензирования каких-либо видов деятельности. Единственная возможность существования незаконодательного нормотворчества в сфере лицензирования – в части видов деятельности, перечисленных п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, постольку, поскольку Закон на них не распространяется.

Кроме того, Законом в значительной мере снят вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере лицензирования. Это было сделано введением норм о полномочиях Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования и о полномочиях лицензирующих органов.

Первой было определено, что Правительство России вправе как утверждать положения о лицензировании, так и устанавливать, какие из лицензируемых видов деятельности будут  лицензироваться субъектами Российской Федерации.

С другой стороны, среди полномочий лицензирующих органов нет полномочий по нормотворчеству, а порядок взаимодействия федеральных и региональных лицензирующих органов определяется соглашениями между ними, заключенными в рамках их компетенции. Таким образом, роль субъектов Российской Федерации в применении лицензионного механизма сведена к минимуму.

Законом о лицензировании также предусмотрено правило об общефедеральном действии лицензий, выданных не только федеральными, но и региональными органами исполнительной власти.

Условием общефедерального действия региональной лицензии является уведомление лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации об осуществлении на их территории лицензируемого вида деятельности на основании лицензии, выданной на территории другого субъекта Российской Федерации. В ранее действовавшем законе такое правило действовало с некоторыми ограничениями.

Еще одним весьма важным документом федерального уровня, устанавливающим основы лицензирования в Российской Федерации, является Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этим документом установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

При этом Постановление определило, какие именно виды деятельности лицензируются определенными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Постановление определило порядок предварительного уведомления лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемую деятельность на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)