Факторы, определяющие впечатление о человеке

Когда люди видят друг друга впервые, быстро, в течение нескольких минут складывается первое впечатление, которое мало изменяется при дальнейшем общении. Именно на основе первого впечатления формируется образ партнера по общению. Часто используется понятие “имидж”. Имидж – это целенаправленно сформированный образ с целью оказания позитивного воздействия на окружающих.

В процессе общения особое значение занимает правильно сформированный галло-эффект, т. е. образ который возникает в  сознании партнера под воздействием первоначально полученной информации. Первое впечатление о человеке бессознательно оказывает влияние на отношение к нему. Первое впечатление создает фон настроения при общении, формирует предубеждения и негативные эмоции. Следует помнить, что:

Никогда не будет второго случая произвести первое впечатление;

Любые отношения нуждаются в усилиях по их формированию и сохранению;

Наше восприятие зависит от ожиданий и предпочтений и никогда не бывает абсолютно адекватным

Чем более значим для нас человек, тем вероятнее наша ошибка в определении его характера или настроения.

Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что в первую очередь люди обращают внимание на 5 факторов в следующей  последовательности:

характеристики внешнего облика человека, в том числе и стиль одежды;

осанка и признаки  экспрессии, переживаемых эмоциональных состояний;

поведение;

особенности общения;

предполагаемые качества личности, угадываемые на основе воспринятых признаков и прошлого опыта.

Источником информации для формирования первого впечатления является наблюдение. В повседневном и деловом общении времени на наблюдение мало, первое впечатление складывается в течение нескольких минут.

Часто случается, что при первом знакомстве люди прибегают к самопрезентации, которая заключается в использовании специальных приемов, призванных сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и “закамусфлировать” недостатки. Если человек сумеет это сделать, велика вероятность, что он будет воспринят как привлекательный.

Самопрезентаци тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя преподнести.

Это может быть естественное желание произвести благоприятное впечатление, особенно перед представителями противоположного пола, возможным клиентом или работодателем и т.п.  Но за попыткой казаться лучше могут скрываются и какие-то другие намерения, которые предстоит выяснить. Наличие психологической защиты или самопрезентаци проявляется в неоднородности поведения, “нестыковке” деталей.

Итак, разберем более подробно факторы, от которых зависит первое впечатление.

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика  роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования.

Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ “Я”, точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят.

При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по- разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека.

Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир.

Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой,  «вертикальность» линий – с моральной чистотой и стойкостью; тесность,  плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода».

Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме — по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком.

Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким “социальным сигналом”, своего рода “визитной карточкой”. Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины.

Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы…

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость.

Остановимся несколько подробнее на так называемом «деловом стиле», потому, что сейчас многие люди хотели бы его использовать, но совершают ошибки и тем нанося вред своему образу и деловой репутации. С другой стороны, неправильное «чтение» делового «дресс-кода» мешает созданию адекватного образа партнера.

Деловой стиль – это стиль, не идущий на острие моды, но и не противоречащий ей, подтянутый, но не чопорный. Деловой стиль исключает “остро модные”, вызывающие детали одежды, яркую косметику, обилие украшений (не важно, дешевых или очень дорогих).

Но также недопустима небрежность, неряшливость, неаккуратность в одежде. Строгие, официальные костюмы предназначены свидетельствовать о моральной установке, чистоте помыслов носящего, отражают деловой настрой. Подтянутый пояс — символ дисциплинированности, застёгнутые пуговицы — закрытости.

Элегантная, дорогая одежда отличается от дешевой не фасоном, а качеством ткани и пошива, а также единством деталей. Одежда должна сидеть безупречно и все должно быть выдержано в одном стиле. Главное, к чему следует стремиться в деловом стиле, – общее впечатление опрятности, аккуратности, даже некоторой педантичности в одежде, и привычки к хорошим вещам.

Это должно заставить партнера думать, что столь же аккуратны и педантичны  вы будете и в делах, а также косвенно укажет на вашу материальную состоятельность.

Явное, «бьющее в глаза» богатство – необычная одежда, обилие дорогих украшений – производит неприятное впечатления «нувориша», то есть человека, который никак не наиграется  случайно свалившимся на него богатством и толком не знает, что он будет делать дальше. К деловому стилю это отношение не имеет.

Немецкие психологи считают, что женщины в одежде допускают три главные ошибки:

при выбор целиком полагаются на модные журналы, забывая о своей индивидуальности, особенностях своей фирмы и своего статуса в ней;

склонны преувеличивать значение собственной привлекательности;

позволяют своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться.

Поскольку деловой стиль допускает в одежде мужчин меньше разнообразия, то и ошибок мужчины допускают меньше и ошибки эти не столь грубые, как случаются у женщин, но все равно они также пагубно сказываются на продвижении по службе. Деловой репутации мужчин вредит слишком небрежный или неопрятный вид или, наоборот,  чересчур претенциозная манера одеваться.

Исследователи из США выявили, что наиболее предпочтительным с точки зрения нанимателей для претендента на рабочее место является консервативный стиль (для женщин в большей степени, чем для мужчин).

Для женщины наиболее подходящим считается сшитый на заказ костюм, волосы до плеч, классические туфли, сумочка, серьги. Для мужчин предпочтителен классический костюм — двойка или тройка, короткие волосы, портфель; в качестве украшений допускаются только кольцо и браслет.

Качества, которые ценятся в деловом партнере: надежность, основательность, ум, достаток, уважение к своим партнерам. Все это легче увидеть в аккуратном костюме с тщательно и со вкусом продуманными аксессуарами, в привлекательном макияже и в отсутствии экстравагантных деталей.

Классический костюм – евростандарт женской и мужской деловой одежды объявлялся устаревшим множество раз, и все-таки именно он оказывается оптимальной формой для Вашей внешности на работе.

Любые правила могут оспариваться, тем не менее, есть некоторые ограничения, которые лучше соблюдать деловой женщине при подборе одежды. Не следует подражать мужчинам. Не нужно преувеличивать собственную привлекательность.

Не следует бездумно следовать моде. Предназначение женской одежды – подчеркнуть личную незаурядность и элегантность. Одежда, аксессуары и макияж должны быть тщательно продуманы. Существует несколько распространенных ошибок деловых женщин при выборе своей ролевой одежды.

Первая: материальный достаток приводит к появлению в ЕЕ гардеробе очень дорогих вещей. Коллектив не принимает и осуждает начальницу. Вторая: ОНА не меняет свой гардероб, остается «одной из нас». Отсутствие дистанции отрицательно сказывается на работе. Третья: игнорирование полового фактора. Потеря женственности грозит немедленной потерей эффективности руководства.

При этом необходимо учитывать, что, например, женщину  в  мини-юбке  мужчина  находит  женственной  и  привлекательной,  а женщину в узкой длинной юбке он воспринимает как холодную и высокомерную. Четвертая: неумение подбирать украшения, злоупотребление бижутерией.

Отсутствие вкуса воспринимается как недостаток ума. Таким образом, деловая женщина может использовать стиль «секси», стиль «свой парень», стиль «мне наплевать, как я сегодня выгляжу», но не может не думать о своей внешности, о соответствии впечатления, которое она хочет произвести, тому, которое действительно производит.

Для мужчин аксиом, правил и норм в подборе деловой одежды значительно меньше. Очевидно, что стричься нужно у парикмахера, ботинки чистить каждый день и содержать руки в порядке. Многие деловые мужчины не придают значения тому, как они одеты. То ли они преувеличивают свою привлекательность, то ли не понимают роли внешнего облика в общении.

Психологи отмечают, что в мужском внешнем облике мы обязательно воспринимаем общий стиль, свидетельствующий о модели мужественности, принятой его обладателем, степень ухоженности – характеристику социального статуса и образа жизни, цветовую гамму, создающую представление о доминирующих личностных комплексах.

Общий принцип подбора деловой одежды для мужчины – рубашка должна быть светлее костюма. А галстук темнее рубашки. Носки темные, переходных тонов от брюк к ботинкам и длинные. Галстук – индивидуальность мужчины.

Важное значение имеет также цвет одежды. Если женщины отдают предпочтение прохладным цветам, в частности светло-голубому; а мужчины – теплым: красному, желтому, оранжевому, то считается, что женщины хотят добавить себе рациональности, а мужчины теплоты. Обычно, розовый цвет считается типично женским, а голубой – типично мужским.

Для деловой одежды предпочтительнее сине-коричневая и серая гамма. Замечено, что сочетание коричневых и синих тонов придает облику солидность и авторитетность. Синий цвет успокаивает и внушает доверие, коричневые тона свидетельствуют об основательности, а серый цвет подчеркивает индивидуальность.

Серый цвет нейтрален, он не вызывает никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Предпочтение темно-серого цвета цветоаналитическая психология связывает с наличием потребности в телесном и духовном удовлетворении, средне – серого – со стремлением к стабильности и порядку, светло-серого – с готовностью к переживаниям и желанием контакта с окружающими.

Серый цвет способствует внутренней стабильности, снижает утомляемость и в то же время несколько отгораживает нас от окружающих. Так что столь частое предпочтение мужчинами костюмов серых цветов неслучайно, он соответствует их внутреннему настрою на эмоциональную замкнутость, порядок и рациональный риск в делах.

 Яркие цвета (особенно красный и желтый), разумеется, привлекают внимание, но и возбуждают, провоцируют на агрессию. Поэтому в деловом стиле они используются редко. Мужчина в черном костюме и белой рубашке воспринимается резким, напористым, упрямым, прямолинейным.

Специалисты по подбору кадров и управлению персоналом установили, что каждая фирма имеет свои особенности делового стиля и человек, желающий «прижиться» в коллективе и, тем более, сделать карьеру, должен внимательно рассмотреть, как одеваются процветающие работники его же уровня в этой компании.

Какие костюмы, рубашки и галстуки носят мужчины; какие у них портфели или кейсы, авторучки, зажигалки и т.п. Какие костюмы и платья носят женщины; каков самый распространенный стиль, цвет; много ли надевают драгоценностей, украшений и каких именно; какие носят сумочки и вообще аксессуары; пользуются ли духами и т.д.

Обычно наиболее строго придерживаются консервативного делового стиля в банках и финансовых и торговых компаниях. Правда, в некоторых фирмах по пятницам разрешается приходить на работу в более свободной и менее строгой одежде, однако и тут вольностей в меру.

В некоторых фирмах, работающих в области туризма и развлечений, наоборот, отказываются от строгого стиля. Их сотрудники должны носить одежду свободного спортивного стиля для того, чтобы у клиентов возникали ассоциации с отдыхом и путешествиями.

Вообще, продуманный деловой стиль фирмы отражает ее дух. Если Вы чувствуете, что он для Вас естественен и удобен, весьма вероятно, что Ваши дела в этой фирме будут идти хорошо. Если же стиль одежды, приняты в фирме, тяготит Вас, стоит подумать, на месте ли Вы, хотя бы потому, что постоянное напряжение ведет к стресс и дистрессу, который очень вреден для здоровья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)