Эволюция основных парадигм современной политической социологии

Становление и развитие современной политической социологии неразрывно связаны с общей социологией, в рамках которой за истекшие два столетия были разработаны различные парадигмы социологических исследований.

Парадигма, в том значении, которое вкладывал в это понятие Т. Кун, подразумевает «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, общепризнанные «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления и т.п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории науки, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания.

Примеры парадигмальных понятий в истории политической социологии:

  • «социальный детерминизм» «классовая борьба», «политическая партия», «политический класс», «группы интересов», «электоральное поведение», «политическая система», «политическая стратификация»;
  • примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, экономический детерминизм, функционализм, элитизм.

В науке сложилось своеобразное правило. Чем дальше по времени от нас удалена парадигма, тем более бесспорным и очевидным являются ее парадигмальный характер. И наоборот, чем ближе парадигмы к современности, тем больше они вызывают в научном сообществе споров и дискуссий, доходящих, порой, до отказа в их парадигмальном характере.

Парадигмальный подход позволяет свести к минимуму произвольность отбора социологического знания, которое необходимо изучить, чтобы сложилась достаточно полная и адекватная картина развития социологической дисциплины.

Но даже при таком строго научном подходе остается множество парадигм, которые требует тщательного и вдумчивого изучения. Сегодня научное сообщество, как никогда, разделено на множество направлений, школ, течений, Но это не означает, что внутри него нет согласия.

Несмотря на все научные дискуссии и споры, всегда существует некоторое конвенциональное знание, признаваемое если не всем научным сообществом, то его большинством. Именно усвоение этого знания и является одной из важнейших задач учебного курса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)