Этнически неоднородные страны, близкие к линии регрессии

Общим для этих стран является их расположение вблизи линии регрессии, хотя их уровни этнической неоднородности (ЭН) и оценки уровня этнических конфликтов (УЭК) варьировали в широких пределах. Для всех этих стран было возможно достаточно точно предсказать УЭК на основании величины ЭН.

Так что перечисленные страны строго поддерживают первую рабочую гипотезу. Ниже я привожу обзоры по странам, где описываю природу этнических разделений подробнее, чем в Приложении 2, и перечисляю наиболее важные этнические конфликты, происходившие в этих странах в период 2003-2011 годов.

Мое внимание будет сосредоточено в большей степени на этнически высоконеоднородных странах, чем на не столь неоднородных. Ввиду этого объемы обзоров по странам различаются. В каждом обзоре я описываю этнические разделения, природу этнических конфликтов и случаи этнического насилия в период 2003-2011 годов.

В некоторых случаях обзоры по странам содержат сведения об исторических обстоятельствах этнического насилия. Представленные в обзорах сведения дают читателям возможность оценить, в какой степени мои классификации адекватны и основаны на эмпирических данных.

Алжир.  Не вполне очевидно, следует ли объединять арабов (83%) и берберов в одну этническую группу или разделить их. Я расценил их как разные этнические группы, так как берберы отличаются от арабского большинства по языку и отчасти по территории расселения. «Языковая дискриминация становится движущей силой формирования берберских политических партий».

Но достоверных данных о численности берберов нет, а в некоторых источниках берберов не отделяют от арабов. Действительно, большинство алжирцев имеет хотя бы немного берберской крови. Популяция французов, составлявшая ранее 10%, снизилась до 1%. В период французской колонизации отношения французов и арабов/берберов характеризовала этническая геноцидная резня.

В Кабильских горах существует берберское сепаратистское движение. Происходило несколько насильственных столкновений берберских сепаратистов с правительственными войсками. Поэтому Алжир получил оценку УЭК в 2 балла.

Ангола.  Население страны разделено на большое число племенных и языковых групп, из которых крупнейшую представляют овимбунду (37%). После ухода португальцев в 1975 году разные этнические группы не смогли придти к соглашению о разделе власти, и политические партии и вооруженные группировки боролись за власть вплоть до соглашения о прекращении огня в 2002 году.

По оценкам, в ходе гражданской войны погибло около миллиона человек и около четырех миллионов стали беженцами. В период 2003-2011 годов уровень этнического насилия резко снизился, хотя временами происходили отдельные насильственные столкновения, и политические партии по-прежнему организованы преимущественно на этнической основе.

Сепаратистское восстание в северном анклаве Кабинда продолжалось до мирного соглашения 2006 года между правительством и сепаратистами Кабинды. Поскольку главные политические партии по-прежнему формируются по этническому признаку и сохраняются сепаратистские устремления в Кабинде, Ангола получила оценку УЭК в 3 балла.

Бахрейн.  Бахрейнские арабы составляют большинство населения (63%). Этнические меньшинства представлены рабочими мигрантами из Ирана, Индии, Филиппин и из других азиатских стран. Рабочие мигранты не являются гражданами страны и лишены политических прав.

Арабское большинство разделено по религиозному признаку на доминирующее меньшинство мусульман суннитов и дискриминированное большинство мусульман шиитов. Шииты являются гражданами второго сорта, но имеют сильные организации, добивающиеся политического равенства с суннитами. Шииты много раз протестовали и восставали (см. Tristan, 2008). В 2011 году шиитская оппозиция вновь проводила демонстрации и восставала против суннитского правительства

Бельгия  глубоко разделена в этническом отношении по причине наличия устойчивых национального и языкового расколов. Для фламандского большинства (58%) становится все труднее и труднее делить власть в стране с франкоязычным населением и валлонами (31%). Обе группы имеют собственные организованные по этническому признаку культурные организации и политические партии пишет: «Полтора века совместной жизни не объединили эти два народа и не устранили враждебности; напротив, как кажется, их отношения становятся все хуже и хуже».

Однако демократическая система страны позволяет удерживать институализированный этнический конфликт в мирном русле, хотя, в конце концов, неразрешенный конфликт может привести к распаду страны. Кроме того, в стране существуют многочисленные новые меньшинства иммигрантов из других европейских и не-европейских стран.

Этническая напряженность между бельгийцами и иммигрантами мусульманами возрастала и приводила к насильственным столкновениям. Успехи анти-иммигрантских и антиисламских партий служат отражением этого этнического конфликта.

Ввиду чрезвычайно глубокого институализированного конфликта и многочисленных столкновений с иммигрантами не-европейцами страна получила оценку УЭК в 3 балла. Бельгия представляет собой пример этнически глубоко расколотого общества, где демократическое разделение власти помогает избегать эскалации этнического конфликта интересов в насилие.

Бутан.  Наиболее важное этническое разделение в Бутане между коренным буддистским большинством (75%) и говорящим на непальском языке меньшинством в южных частях страны. Коренные бутанцы исповедуют буддизм школы Друкпа Кагью, а говорящие на непальском языке – индуизм. В начале 1990-х годов это этническое разделение привело к насильственному конфликту, когда коренные бутанцы стали опасаться потери контроля над своей страной вследствие роста числа иммигрантов из Непала.

Правительство отказывается признавать говорящих на непальском языке гражданами страны и осуществляет некое подобие этнической чистки. Примерно 120 000 человек, говорящих на непальском языке, были вынуждены покинуть страну. С тех пор они живут в лагерях беженцев в Непале и Индии. Они хотели бы вернуться в Бутан, но правительство разрешило это лишь нескольким тысячам из них.

Непальское меньшинство жалуется, что по-прежнему страдает от принудительной высылки и отказа от восстановления прав на свои земли, но уровень этнического насилия с 1990 годов остается низким, хотя и появляются отдельные сообщения о волнениях на юге страны. По причине сохранения проблемы беженцев и дискриминации этнических непальцев страна получила оценку УЭК 2.

Боливия.  Большинство населения страны представляют индейцы, но метисы и белые традиционно доминируют в политике и экономической жизни. Продолжается стойкий многовековой конфликт между белыми/метисами и угнетенным коренным индейским населением. Испанские конкистадоры оккупировали страну в XVI веке.

Значительная часть коренного населения была истреблена в ходе жестокой межрасовой борьбы за владение территориями. Существование больших горных массивов способствовало выживанию индейского населения, так как белые не столь хорошо приспособлены к жизни в высокогорье, как индейцы. В современной Боливии существует ряд организаций индейского населения, пытающихся отстаивать его экономические, культурные и политические интересы.

В разных районах страны продолжались отдельные насильственные столкновения. Коренное население остается дискриминированным и подвергается репрессиям, но со времени вступления в должность первого президента индейца Эво Моралеса в 2005 году был проведен ряд реформ, призванных улучшить положение исторически маргинализированного индейского населения. Ввиду существования в стране строящихся на этнической основе политических партий и продолжающегося ущемления коренного населения Боливия получила оценку УЭК в 3 балла.

Босния и Герцеговина  является этнически глубоко разделенным государством боснийцев (48%), сербов (37%) и хорватов (11%). Религия отделяет мусульман боснийцев от православных сербов и католиков хорватов; этим разделениям уже сотни лет. Кроме того, эти три этнические группы частично отделены друг от друга территориально, хотя границы не везде четкие.

Босния и Герцеговина получила независимость в 1992 году, когда распалась Югославская Федерация. Авторитарный коммунистический режим полиэтнической Югославии был достаточно силен, чтобы предотвращать вспышки этнического насилия, но когда социалистическая политическая система рухнула, этнические группы начали бороться за власть и за контроль над территориями.

В ходе кровавой гражданской войны 1991-1995 годов десятки тысяч человек были убиты, а этнические чистки затронули сотни тысяч. Дейтонское мирное соглашение 1995 года положило конец гражданской войне.

Тогда страна была разделена на две федеральные единицы: Федерацию Боснии и Герцеговины (боснийцы и хорваты) и Сербскую Республику. Разделение власти между тремя этническими группами закреплено в конституционном устройстве Республики Босния и Герцеговина. Конституционные институты базируются на этнических разделениях, так же как и все главные политические партии и иные общественные организации.

После демократического компромисса 1995 года широкомасштабные насильственные конфликты между этническими группами почти полностью прекратились, хотя единичные насильственные инциденты продолжались, и для поддержания мира требовалось присутствие миротворческих сил Европейского союза. Около 500 000 беженцев до сих пор живут за рубежом, и около 200 000 не могут вернуться на прежние места своего проживания внутри страны.

Я оценил УЭК в стране в 4 балла, потому что этнические конфликты в ней институализированы сильнее, чем в какой-либо другой стране мира, а также ввиду сохранения значительного числа беженцев. Босния и Герцеговина представляет собой страну, где была предпринята попытка предотвратить межэтническое насилие путем разделения власти на равных условиях и приспособить конституционные институты к этническим разделениям и устремлениям.

Бразилия  также глубоко разделена в этническом отношении. Белые составляют немного преобладающее большинство (55%), остальная часть популяции представлена расово смешанным населением и чернокожими. Винн  отмечает: «Бразилия получила наибольшую долю от более чем девяти миллионов африканцев, проданных в Северную и Южную Америку в течение трех столетий трансатлантической работорговли».

Имеются также небольшие группы японцев и коренного индейского населения. В политической и экономической жизни доминируют белые. Бразильские негры дискриминированы и недопредставлены в политических институтах. Однако они имеют организации, защищающие их интересы и пытающиеся улучшить положение бразильцев африканского происхождения. Насильственные столкновения белых и чернокожих были редкими.

Болгария.  За время пятивекового османского господства уровень этнического конфликта был высок, и население Болгарии стало этнически неоднородным. Этнический конфликт между болгарским большинством (84%) и турецким меньшинством (9%) на юге страны стал институализированным.

Турки имеют свою политическую партию и иные общественные организации и через свою партию представлены в парламенте и в правительстве. Отношения с кочующими по стране цыганами (5%) проблематичнее. Происходили насильственные инциденты с участием цыган, они «по-прежнему глубоко маргинализированы и регулярно сталкиваются с жестоким обращением и притеснениями со стороны полиции».

Так как информация о серьезном этническом насилии в период 2003-2011 годов отсутствует, стране была выставлена оценка УЭК в 2 балла. Коммунистическое правительство Болгарии подвергало турок дискриминации, и в 1989 году конфликт перерос в насильственный. Около 400 000 турок бежали в Турцию. После падения коммунистического режима новое демократическое правительство восстановило турок в правах, и большинство беженцев вернулось из Турции.

Буркина-Фасо.  Страна населена большим числом народностей, но до сих пор серьезного этнического насилия удавалось избегать. Крупнейшей этнической группой являются моси (48%), обитающие преимущественно в центральном районе страны вокруг ее столицы, но имеются и другие важные племенные группы.

Страной до начала 1990-х годов руководила политическая партия, представляющая моси. Конституция 1991 года предполагает создание демократических институтов и многопартийной системы, но четкая, созданная по этническому признаку многопартийная система пока не сложилась, хотя некоторые племенные группы имеют организации, защищающие их интересы.

В некоторых частях страны существует напряженность между племенными группами, но сколько-нибудь серьезного этнического насилия Буркина-Фасо не испытывала, «дискриминация отдельных этнических меньшинств имеет место, но она не распространена широко». Стране была выставлена оценка УЭК 2 в балла.

Отсутствие этнического насилия может быть связано с тем фактом, что народности пока что не организовались для политических действий на национальном уровне. Есть основания ожидать усиления межплеменных конфликтов по мере развития демократизации, когда все племенные группы станут политизированными и начнут участвовать в национальной политике.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)