Этимология понятия “личность”

Этимологически слово «личность» — personality — происходит от латинского personа, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, — это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако что означала эта маска для древнего римлянина? Интересно, что этимология слова personа (per — «через», sonus — «звук», что дословно можно перевести как «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность». Как пишет Г. Олпорт, слово означало и актера за маской, т. е. подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств. А. Ф. Лосев, А. В. Толстых, основываясь на тщательном этимологическом анализе, показали, что телесное и духовное (индивидуальное, личностное) начала в человеке первоначально представляли единое целое, разделившись лишь в эпоху Возрождения. Поэтому можно смело заключить, что надевание маски и вхождение актером в роль в Древнем мире означало попытку достичь согласия с «телесными мифологическими моделями» с помощью таких внешних по отношению к внутреннему миру человека средств, как жест, поза, маска.

Принято считать, что одним из первых определение персоны дал в VI в. Боэций, который обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена.

Вместе с тем «персона» по-латыни означает и грамматическую категорию лица, и юридическое лицо.

Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины»-маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Личность, понимаемая как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20–30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма.

В греческом языке существует слово «ипостась», которое тоже означает в переводе не что иное, как «личность». «Ипостась» характеризует человека как уникальное существо. Но прежде всего термин «ипостась» использовался греческими отцами церкви для обозначения Лиц (ипостасей) Божественных — Отца, Сына и Святого Духа. Это не части целого, а его проявления. В. Н. Лосский отмечает, что как раз благодаря введению в употребление на Западе термина «ипостась» слово «персона» обретает более внутреннюю индивидуальную и собственно личностную окраску.

В контексте философских и психологических традиций представляют интерес термины «personlichkeit» и «personalitаt» в немецком языке. Первый близок по значению к латинскому «personа»; второй характеризует скорее самобытный внутренний мир человека, его самосознание, возможности осуществления свободного выбора и самоопределения. Перевод английского personality (четыре значения, по Вебстеру), показывает, что, с одной стороны, существует лингвистический синтез двух психологически разных понятий: личность (первое значение) и индивидуальность (второе значение), с другой стороны, возможно, показывает одну из причин некой синонимичности этих понятий. Слово же person имеет также не одно значение, среди которых нам интересны следующие:

  1. человек, личность;
  2. отдельный человек, индивид;
  3. телесная форма человека.

Продолжая данную цепочку, можно остановиться и на английском individual, что переводится как:

  1. личность;
  2. человек;
  3. индивид, и individuality — индивидуальность, особенность и личность соответственно.

Можно рассуждать очень долго, но ясно одно: четкого разведения понятий не существует, и этимология понятия «личность» является серьезной лингвистической проблемой.

Понятие «личность» укоренилось в медицинской науке, врачи-психиатры давали определения в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и здоровую, и больную личность. Под философским углом зрения личность — это способность выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. По мнению Мясищева, философское рассмотрение проблемы необходимо потому, что здесь открывается наиболее плодотворная возможность для изучения ряда малоразработанных философских проблем. «Главной проблемой при этом является единство материального и идеального в человеке как объекте-организме и как субъекте-личности.»

В общественно:исторических науках интересующее нас понятие рассматривается чаще всего в двух аспектах:

  1. роль личности в истории;
  2. общественный деятель.

В педагогике личность также является одной из основных категорий как предмет воспитания.

В обыденной речи и даже иногда в научной литературе данное слово употребляется часто применительно не к каждому, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения людям. «Вот это личность!» — говорим мы. Люди склонны отождествлять личность с обаянием, популярностью, общественным призванием. При этом важно отметить, что подобные характеристики связаны с тем, насколько человек умеет производить на окружающих соответствующее впечатление своими поступками и действиями.

Однако нельзя упускать из виду, что психологический подход предполагает прежде всего безоценочное отношение при описании любого понятия, любой теории. «Принцип оценивания — один и тот же и для рынка личностей и для рынка товаров», — пишет Э. Фромм. Личность — не оценочная категория, более того, личность присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста. Только в таком русле можно говорить о личности как о предмете научного познания.

Итак, в истории выделяется «доличностный» период развития данного феномена; в сегодняшнем же понимании личность характеризуется  как взаимосвязь субъективной организации и внешнего мира. Как уже отмечалось выше, в психологической науке категория личности относится к числу базовых понятий. Разнообразие теорий личности, структур личности и даже определений этого понятия говорит прежде всего о том, что современная наука пока не в состоянии ответить четко и однозначно, что же такое личность. Это свидетельствует о сложности самого феномена личности. Развитие личности в какой-то степени зависит как от генетических, так и от культурных или социальных факторов. Она функционирует на сознательном и на бессознательном уровне и изменяется во времени, сохраняя при этом стабильность. Наряду с принципами единства сознания и деятельности, сознания и общения в отечественной психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов). Личностный подход является одним из основных принципов психологии и стремится к тому, чтобы любое психическое явление рассматривалось через понимание личности человека в целом. Но это лишь личностный принцип, мы же остановимся на изучении личности как самостоятельной категории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)