Этикетные нормы речи

Своеобразными минимальными нормами «коммуникативно-этической грамотности» в типовых ситуациях общения являются речевой этикет и его предписания.

Речевой этикет — национально-специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т. д.

Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контакто-устанавливающая, функция вежливости и т. д. Этикет можно рассматривать как предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в данном обществе, то он должен своим поведением (и речевым в том числе) оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.

Интересно
Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации. В настоящее время явление речевого этикета рассматривается в широком и узком понимании смысла этого термина.

В узком смысле речевой этикет — это сумма ситуативно-тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником.

В широком смысле речевой этикет — социально заданные и национально-специфические регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. Именно здесь образуется механизм социальной регуляции коммуникативных взаимодействий адресата и адресанта по линиям: свой/чужой, младший/старший, близкий/далекий и т. д.

Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условиях установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.

Соответственно, основными этикетными жанрами являются приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение и т. д. Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.

При этом для каждого жанра речевого этикета характерно богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся. Например, в ситуации приветствия:

Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рад Вас приветствовать (видеть)! Разрешите Вас поприветствовать! Добро пожаловать! Мое почтение! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!

Таким образом, приветствие помогает не только выполнить соответствующее этикетное речевое действие при встрече, но и задать некую рамку общения.

Почему же так важен для нас речевой этикет?

Начало речи, как и конец, запоминается лучше всего. В ходе обмена приветствиями задается тональность общению. Общение в рамках этикета исчерпывает целый уровень общения — примитивный (или ритуальный). Что же отличает этикетное общение от других уровней общения?

Этикетное общение — это уже взаимодействие. Партнер сигнализирует партнеру, что «видит» его, замечает, узнает и выделяет из круга других людей, и тем самым оказывает ему внимание и одобрение. В то же время это примитивный уровень общения, поскольку для него достаточно лишь этикетных формул, общение поверхностное — партнеры лишь «соприкасаются» словами и не тешат себя надеждой, что всерьез интересуют друг друга.

Н. И. Формановская связала формулы речевого этикета с «социальными поглаживаниями», т. е. некими одобрительными действиями партнеров. При этом каждое этикетное речевое действие приравнивается к одному «поглаживанию».

Например, приветствие — одно «поглаживание», вопрос о делах — второе «поглаживание», комплимент — третье «поглаживание» и т. д. Принцип гармонизации общения требует, чтобы коммуниканты обменялись одинаковым количеством «поглаживаний».

Этикетные формулы позволяют выразить мысль, просьбу, намерение не только вежливо, но и с соблюдением нужной дистанции

Этикет — это спасательный круг в ситуациях общения с незнакомыми или малознакомыми — тогда, когда нужно найти общие темы, снять напряжение, разрешить конфликт и т. п. Таким образом, речевой этикет пронизывает все общение, а не только его «этикетную рамку».

Система речевых жанров, сложившихся в той или иной сфере общения, в полной мере отражает систему социально-психологических норм и принципов поведения в рамках той или иной культуры.

Отечественный культуролог и семиотик Ю. М. Лотман считает, что в каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным  противопоставлением:

  • обычное, каждодневное, бытовое, которое самими членами коллектива воспринимается как «естественное»;
  • все виды торжественного, ритуального внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемые самими носителями данной культуры как имеющие самостоятельное значение.

Особую речевую форму, свидетельствующую о высокой культуре речи, представляют эвфемизмы. Это средство избежать использования грубой, просторечной лексики или слов, обозначающих предметы или явления, которые в приличном обществе лучше не называть своими словами.

Таким образом, этикет связан с вежливостью, которая диктуется законами этики, а этические нормы воплощаются в этикетные. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позы, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения.

Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)