Этикет в цифровом общении

Профессиональная этика является регулятором профессионального общения, главные составляющие которого — профессиональные отношения и профессиональное поведение. Регулятором отношений служат кодексы этики, а регулятором поведения — правила поведения, то есть различные виды этикета.

Этикет в цифровой среде (нетикет) возник в середине 80-х годов ХХ века. В книгу Вирджинии Ши «Netiquette», вышедшей в 1994 году, были включены первые десять правил поведения в сети.

Цифровой этикет воспринимается как нормативно-этический регулятор коммуникативного взаимодействия, развивающийся в условиях новой информационной реальности.

Цифровой этикет, по мнению исследователей, охватывает три направления:

  • непосредственное общение в сети (электронная почта, мессенджеры и др.);
  • практики взаимодействия пользователей с гаджетами;
  • самопрезентация в сети, ее разновидности (видеосвязь, интернет-конференции, персональная и корпоративная самопрезентация).

Наличествуют негативные аспекты проявления цифрового этикета: фаббинг — зависимость человека от гаджетов, она может проявляться в пренебрежительном отношении к другому человеку, его игнорировании в пользу выбора разговора не с ним, а по гаджету (долгого, громкого, неприятного для окружения). В последние годы в обществе актуализируется и тема новой этики.

Новая этика — концепция, изложенная Эрихом Нойманном в книге «Глубинная психология и новая этика» (1949), в которой он говорит о слабости существующей системы этических ценностей.

Суть концепции заключается в отказе от деления окружающего мира на «хорошее и плохое».

В новой этике выделяют три главных составляющих:

  • первая касается разнообразия в обществе (толерантность к возрасту, полу, вероисповеданию);
  • вторая затрагивает отношения между людьми, в частности, новое восприятие агрессии, давления во взаимоотношениях в процессе взаимодействия;
  • третья составляющая имеет отношение к удаленной работе с новыми информационно-коммуникационными технологиями, то есть речь идет об этикете в цифровой среде.

Одним из наиболее актуальных аспектов этикета в социальных сетях выступает аспект номинаций, который участники общения используют по отношению друг к другу. Номинации пользователей социальных сетей рассматриваются как маркеры конструктивного или деструктивного речевого поведения в сетевых сообществах.

Переход на масштабное онлайн-обучение обострило ситуацию взаимодействия людей в сети, проблему овладения ими правилами поведения в сети, то есть сетевым этикетом. Отдельные вузы начинают разрабатывать правила поведения студентов в рамках дистанционного обучения. В процессе педагогической практики проводятся мастер-классы по деловому этикету для разных читательских аудиторий, администраторы-модераторы отслеживают комментарии.

В основном именно от этикета администраторов-модераторов зависит общее настроение группы в социальных сетях. Создаются кейсы по профессиональной этике, в частности, по этикету в цифровой среде. Обучение студентов в цифровом формате обязывает педагогов высшей школы самим проявлять высокий уровень компетенции, служить примером в использовании цифровых технологий для общения со студентами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)