Этапы развития теории и практики обучения взрослых

Развитие теории и практики обучения взрослых в международном опыте прошло несколько этапов. Исторически первым этапом становления андрагогики как области, – истоков     связанной с развитием практики обучения – взрослых, можно считать почти столетний период, начиная с середины 30-х годов XIX в.

Для многих стран Европы и Америки это было время стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преобразованиями.

Термин «андрагогика», впервые появившись в начале 30-х годов в Германии, сразу же вызвал довольно бурную дискуссию в среде ученых. Против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как И. Гербарт.

Однако уже во второй половине XIX в. в России и за рубежом появляются публикации, в которых общественные деятели и мыслители, непосредственно участвующие в организации различных форм просвещения для народа (воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки), высказывают свои соображения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

Конец XIX в. был ознаменован выделением понятия «обучение взрослых» в качестве самостоятельного явления, накоплением и осмыслением опыта образования народных масс, выдвижением идеи самодеятельности взрослого населения в процессе культурно-просветительской работы.

В этот период формирования традиций в обучении взрослых в различных странах начинают активно функционировать соответствующие общественные институты, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения. Среди них особое место занимает датчанин Николай Грунтвиг — создатель народных школ в Скандинавии.

Выход образования за пределы традиционно установленных возрастных границ вызвал к жизни серию вопросов:

  1. Кему и как учить взрослых?
  2. Каковы функции образования на разных этапах жизнедеятельности человека?
  3. Что отличает систему образования взрослых от системы школьного обучения?

Поскольку ответы на эти вопросы не могли быть найдены в рамках традиционной педагогики, возникла необходимость в формировании специальной области знания, посвященной проблемам образования взрослых.

В начале XX столетия проблематика обучения взрослого человека постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих человека. В первую очередь это коснулось психологии — в части, связанной с периодизацией этапов психического развития. В то время точка зрения на способности человека продолжать обучение в любом возрасте была далеко не очевидной и требовала доказательств.

С момента выхода книги известного американского исследователя Э.Торндайка «Психология обучения взрослых» и опубликования работ, анализирующих особенности вторичной социализации (Э.Эриксон, Р.Гоулд, О.Бримм и др.), научное сообщество получает мощный импульс к более глубокому изучению вопросов послешкольного образования. кратизации, развитию информационно-коммуникационных технологий наметилась глобализация процессов развития системы непрерывного образования и форм образования взрослых.

Экологические, экономические, социальные и другие кризисы, обрушившиеся на головы населения практически всех стран на рубеже веков, привели к переоценке многих, в том числе и образовательных, ценностей и смыслов.

Интересно
На уровне теории обозначилась смена представлений о взрослом как учащемся и о содержании образования, которое ему необходимо. Произошли серьезные изменения в структуре взрослых субъектов обучения, а также принятие на себя образовательных функций учреждениями и организациями, для которых ранее это было несвойственно.

Обществу стало понятно, что провозглашенная в предыдущие периоды специфика андрагога как носителя совершенно особых профессиональных умений и навыков требует практического воплощения, которое невозможно без специальной подготовки.

Оформлению статуса андрагога способствуют создание в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования кафедр соответствующего профиля, разработка специальных учебных и образовательных программ и открытие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, выпуск учебных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андрагогической работы.

На рубеже веков вся эта работа в значительной мере координируется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском  (научные программы,  кросс-культурные исследования), практическом (проектная деятельность) планах.

Таким образом, линии исторического развития андрагогики как науки, сферы социальной практики и учебной дисциплины выстраиваются следующим образом:

  • расширение практики образования взрослых в ответ на вызовы времени и усложнение социальных и личностных потребностей в сфере образования;
  •  поиски и формирование государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образования на этапе обучения взрослых;
  •  углубление знания о внутренних закономерностях, обусловливающих активность и успешность образования взрослого во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни;
  •  совершенствование путей интеграции внешних и внутренних факторов, обусловливающих эффективность образования взрослого населения;
  • интернационализация проблематики образования взрослых; — увеличение степени институционализации андрагогики и профессии «андрагог».

Сегодня одним из основных субъектов организации образования взрослых на международной арене является ЮНЕСКО (www.education.unesco.org). Это крупнейший интеллектуальный центр межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры, в который входят 188 стран (почти все государства мира, за исклю  чением США; специалисты из США широко представлены в этой организации в качестве экспертов). При ЮНЕСКО работают около 600 правительственных организаций.

Важной вехой деятельности ЮНЕСКО стала Пятая Всемирная конференция по образованию взрослых, состоявшаяся в Гамбурге в июле 1997 г. В этом международном форуме участвовали делегаты из 140 стран мира, в том числе руководство Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО, министры образования, культуры и информации разных стран. На конференции подчеркивалось, что образование взрослых является одним из уникальных способов устойчивого развития обществ самой различной ориентации.

По итогам гамбургской конференции во многих странах мира разработаны и осуществляются социальные программы в поддержку той части взрослого населения, которая хотела бы участвовать в различной образовательной деятельности.

Основное требование при этом: государство должно гарантировать каждому взрослому человеку право на обучение. Форму обучения человек выбирает сам. Сегодня в мире существует большое количество образовательных центров, деятельность которых направлена как на исследование и организацию непрерывного образования в своей стране, так и на организацию интернационального взаимодействия.

Теоретические исследования в этой области знаний возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный институт планирования образования (Париж).

Крупными центра  ми являются: Международный институт образования (США); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания); Международный институт педагогических исследований (Германия) и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)