Эстетические свойства

Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом идеале. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.

Эстетические свойства характеризуются такими свойствами 2-го уровня, как: информационная выразительность, целостность композиции, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.

Информационная выразительность — это способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления.

Информационная выразительность складывается из таких более простых свойств, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю. Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Примером изделий с ярко выраженной знаковостью являются изделия для детей.

Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой ненавязчиво звучит индивидуальная нота. Соответствие стилю и моде является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям.

Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта.

Понятие моды появляется в XVII в., когда французская придворная мода становится образцом для европейских стран. Но отделение моды от стиля совершается с кризисом стилевого единства и первыми шагами “массовой культуры” в середине XIX в.
Основная сфера, в которой проявляется мода, — одежда, оформление интерьеров, предметы потребления и престижа, нормы поведения и пристрастий.

Мода — форма эстетической организации материальной стороны жизни. Она имеет преимущественно внешний и даже поверхностный характер, базируется на определенных атрибутах, знаках, понятных всем. В самом широком и общепринятом значении мода — это “то, что красиво сегодня”.

Мода во многом определяет коммерческую конъюнктуру. Сложившаяся в ХХ в. индустрия моды сочетает в себе коммерческие, эстетические и социальные цели. Индустрия моды направлена на сокращение сроков господства определенной модной тенденции до нескольких месяцев.

Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности.

Именно стиль выражает суть, уникальность самого изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы; изображения и выражения; личности и эпохи. У стиля есть вполне конкретные признаки, или “носители”. Ими являются элементы композиции.

Композиция — составление, объединение всех элементов формы в единое целое. К основным элементам композиции относятся: линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция), материал.

Стиль объединяет закономерности формообразования на основе какого-либо одного общего принципа: формовычитания или формосложения, тектоничности или атектоничности, графичности или живописности, статичности или динамичности, пространственности или плоскостности. Стиль — это обязательно синтез, целостность всех компонентов художественного решения изделия. Больше синтеза — больше стиля. Излишняя аналитичность приводит к меньшей стильности.

Художественный стиль всегда историчен. Он охватывает различные этапы развития общества. То есть все стили связаны историей. Их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях.

Стиль наиболее четко и последовательно проявляется в архитектуре, в то время как живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства подчиняются архитектонике здания. Например, романский стиль, готика, барокко, конструктивизм и проч.

В реальной жизни человека окружает множество вещей, которые он иногда называет стильными. В современном дизайне возникло понятие “фирменный стиль”. Однако это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность “стиля жизни”, определяемого факторами коммерческой выгоды, чисто внешней эффектности, психологией новизны.

Не следует смешивать понятие “стиля” и “дизайна”. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — это процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и проч.

Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией. То есть суть метода заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия.

Кроме того, дизайн как процесс и метод функционального формообразования включает также деятельность по созданию новых предметов и форм, организации предметной среды и трудовых процессов, проектированию мебели, оборудования,
приспособлений и инструментов.

В настоящее время слово “дизайн” стали использовать в более широком значении как синоним творческой деятельности художника-проектировщика, художника-модельера, декоратора и др.

Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь (синтез) элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, в тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, декоративности и колорите.

Архитектоника — это принцип построения, организации внутренней структуры, заключающийся в соразмерности частей и целого, в гармонической организованности (пропорциональности, статичности и проч.).

Тектоника — зрительное выражение конструкции, взаимосвязь формы и конструкции изделия со свойствами материала. Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль классицизм является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. И наоборот, стиль рококо полностью атектоничен, он отличается своей динамичностью и иррациональностью.

Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой. Пластичность характерна для атектоничных, живописных, динамичных изделий. Пластичность как формальное качество стиля свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя.

Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Одним из элементов колорита является цвет. Цвет является основным средством художественного оформления. В то же время цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, внушать ему то или иное настроение. Кроме того, с цветом у человека связаны сложные ассоциации. Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой как эстетических, так и эргономических (психологических) свойств.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и проч. Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, величиной крутки и т. п.

Поверхность материала можно облагораживать различными методами, например тиснением. Тиснение получается в результате выдавливания на поверхности рельефных изображений и узоров. Тиснением обрабатывают поверхность кожи, листового металла, бархата, картона и др.

Текстура — строение (в данном случае) поверхности материала, обусловленное ориентировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Она определяется наличием крупных сосудов, сердцевинных лучей, расположением волокон.

Лесоматериалы с красивой текстурой используются для изготовления мебели, художественных изделий, отделки помещений и проч. Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональным и эргономическим требованиям.

Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Другими словами, рациональной будет такая форма и конструкция изделия, посредством которой максимально проявится его назначение. Форма, ничего не говорящая о практическом назначении изделия и усложняющая его использование, будет нерациональной, а часто и антихудожественной.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Они определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)