Эмоциональное воздействие событий, субъектов и объектов

В соответствии с психологической моделью влияния различные типы эмоций (будь то простых или сложных) инициируются тремя основными факторами и процессами: событиями (то есть возникающими явлениями), субъектами (людьми, организациями, обстоятельствами) и объектами.

Когда внимание концентрируется на событиях, это происходит из-за интереса к их последствиям; когда внимание обращено на субъекты, это объясняется действиями последних; когда же человек обращает свое внимание на объекты, то тем самым проявляет интерес к некоторым их характеристикам или свойствам, определяющим конкретный объект как таковой. Суть нашей позиции состоит в признании валентности эмоциональных реакций, в признании того, что каждая валентная реакция непременно является реакцией на один из указанных аспектов окружающего мира.

Согласно данной модели, эмоциональные реакции на объекты включаются в более широкую категорию, условно определяемую как «привлекательность», то есть категорию симпатий и антипатий, любви и ненависти. Эмоциональные реакции на субъекты несколько более дифференцированы и подразделяются на эмоциональные типы восхищения и осуждения, а также гордости и стыда. Несравненно более дифференцированные типы эмоций возникают как реакция на события: радость и страдание, счастье и негодование, удовлетворение и страх, чувство облегчения и разочарования.

Давайте теперь обратимся к тем типам объектов, субъектов и событий, с которыми мы имеем дело в маркетинге. Мысленно замените «объекты» на «продукты» или «брэнды», «субъекты» – на «компании» или их представителей, а «события» – на «ситуации потребления», и идея модели станет более прозрачной. Согласно утверждениям ее авторов, думая о тех или иных продуктах или брэндах, человек может испытать общие позитивные или негативные чувства симпатии или антипатии. Оперируя категориями компании или представителя фирмы (скажем, в форме рекомендации Рональда Макдональда или даже похожего на него персонажа в телевизионной рекламе), возможно вызвать у людей восхищение или негодование, а также чувство гордости или стыда. В отношении ситуаций потребления, при которых люди пользуются вашим продуктом, переживают процесс непосредственного контакта с брэндом, когда они реально сталкиваются с продавцом товара и его действиями, вы как маркетолог можете ожидать проявления наиболее сложных эмоций радости или душевной боли, счастья или негодования, удовлетворения или страха, умиления или разочарования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)