Экспертиза заявки на полезную модель

Экспертиза заявки на полезную модель проводится в рамках предоставления государственной услуги по регистрации полезной модели в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 702 (далее – Регламент ПМ), и по правилам, содержащимся в Правилах ПМ.

При предоставлении этой услуги эксперты принимают во внимание рекомендации, изложенные в Руководстве по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата, утвержденном Приказом Роспатента от 26 декабря 2018 г. N 233 (далее – Руководство ПМ).

Государственная услуга по регистрации полезной модели состоит из следующих административных процедур:

  • приема и регистрации заявки;
  • проверки уплаты пошлин и формальной экспертизы;
  • экспертизы заявки по существу;
  • рассмотрения ходатайств;
  • государственной регистрации полезной модели в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента.

Нетрудно видеть отличия в структуре государственной услуги по регистрации полезной модели от государственной услуги по регистрации изобретений. В рамках государственной услуги по регистрации полезной модели не требуется подача ходатайства о проведении экспертизы по существу.

Экспертиза заявки на полезную модель по существу начинается сразу после завершения формальной экспертизы. В связи с этим не предусмотрена и возможность подачи заявителем или третьим лицом ходатайства о проведении информационного поиска перед подачей ходатайства о проведении экспертизы по существу.

В рамках государственной услуги по регистрации полезной модели не осуществляется публикация сведений о заявке на полезную модель и публикация отчета об информационном поиске по заявке на полезную модель до выдачи патента. Соответственно, третьи лица не могут, как это предусмотрено для изобретений, представить свои замечания в отношении соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности.

В целом государственная услуга по регистрации полезной модели может показаться менее дружелюбной по отношению к заявителю, чем такая же услуга по регистрации изобретения. Такое регулирование процедур, связанных с регистрацией полезной модели, обусловлено существенно меньшим сроком действия патента на полезную модель по сравнению со сроком действия патента на изобретение (10 и 20 лет соответственно).

Введение же тех же процедурных возможностей для заявителя при патентовании полезных моделей, которые предусмотрены в рамках государственной услуги по патентованию изобретений, неизбежно привело бы к увеличению срока выдачи патента на полезную модель, в чем не заинтересованы ни заявитель, ни третьи лица.

Прием и регистрация заявки. Поступившая в Роспатент заявка на полезную модель принимается и регистрируется. Административная процедура приема и регистрации заявки на полезную модель, включая основания для отказа в приеме и регистрации (п. п. 54 – 63 Регламента ПМ, п. 13 Правил ПМ), по содержанию совпадает с административной процедурой приема и регистрации заявки на изобретение. Совпадают и результаты предоставления государственных услуг (п. 12 Регламента ПМ).

Формальная экспертиза заявки на полезную модель. Формальная экспертиза заявки на полезную модель начинается сразу после завершения проверки документов заявки на полезную модель на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну <1>, и при условии завершения с положительным результатом проверки уплаты пошлин, которые должны быть уплачены заявителем сразу за осуществление двух юридически значимых действий (за проведение формальной экспертизы заявки и экспертизы заявки на полезную модель по существу).

Действия, осуществляемые по заявке на полезную модель на стадии формальной экспертизы, по содержанию совпадают с действиями, осуществляемыми по заявке на изобретение на стадии формальной экспертизы. Датой подачи заявки на полезную модель считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно, – то дата подачи последнего из документов (п. 3 ст. 1376 ГК РФ).

Если все предусмотренные на стадии формальной экспертизы проверки завершены с положительным результатом, заявителю направляется уведомление о завершении формальной экспертизы с положительным результатом и по заявке начинается экспертиза заявки на полезную модель по существу.

Процедурные особенности экспертизы заявки на полезную модель по существу. Сведения о заявке на выдачу патента на полезную модель не публикуются, и соответственно по заявке на полезную модель не может возникнуть временная правовая охрана, как это происходит по заявке на изобретение.

Поскольку публикация сведений о заявке на полезную модель не осуществляется, любое лицо не может ознакомиться с документами заявки на полезную модель до принятия по ней решения и представить свои замечания в отношении ее соответствия условиям патентоспособности, установленным ст. 1351 ГК РФ.

Проверка соблюдения требования единства полезной модели. Эта проверка в первый раз проводится на стадии формальной экспертизы без анализа сущности полезной модели, а затем дополнительно – на стадии экспертизы по существу с учетом сущности полезной модели.

Заявка на полезную модель должна относиться к одной полезной модели, и, соответственно, формула полезной модели должна состоять из одного независимого пункта, либо из одного независимого пункта и зависимых пунктов (п. 1 ст. 1376 ГК РФ, п. 2 Требований ПМ). Цель проверки состоит в предупреждении выдачи патента на группу полезных моделей в нарушение п. 1 ст. 1376 ГК РФ.

Если заявителем установленное правило не учтено, заявителю направляется уведомление, в котором предлагается представить скорректированную формулу полезной модели, соответствующую требованию единства полезной модели. Если заявитель не сообщит, какую из заявленных полезных моделей следует рассматривать, экспертом рассматривается полезная модель, указанная в формуле полезной модели первой. При этом заявитель уведомляется о возможности подачи на другие полезные модели выделенной заявки (или заявок) с сохранением по ним приоритета, установленного по первоначальной заявке (п. 3 ст. 1390 ГК РФ в части отсылки к п. 6 ст. 1386 ГК РФ).

Проверка возможности отнесения заявленного в качестве изобретения объекта к объектам, указанным в п. 4 ст. 1349, п. п. 5, 6 ст. 1351 ГК РФ. Проверка возможности отнесения заявленного в качестве полезной модели объекта к результатам интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентных прав в соответствии с п. 4 ст. 1349 ГК РФ, к объектам, которые не являются полезными моделями в соответствии с п. 5 ст. 1351 ГК РФ, к объектам, которым не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели в соответствии с п. 6 ст. 1351 ГК РФ, осуществляется на основании п. 1 ст. 1390 ГК РФ.

Цель проверки состоит в предупреждении выдачи патента на результат интеллектуальной деятельности, который не может быть объектом патентных прав, либо не является полезной моделью, либо на объект, которому не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели.

Проверка состоит в исследовании сущности заявленного объекта, раскрытой в документах заявки на полезную модель и в формуле полезной модели, и в подтверждении (либо не подтверждении) возможности отнесения объекта, выраженного формулой полезной модели, к объектам, неохраняемым в качестве полезной модели.
Содержание всех трех проверок совпадает с содержанием таких же проверок, проводимых по заявкам на изобретения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)