Духовность

Духовность как свобода и ответственность — это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Духовность субъекта представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры, усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. Без духовности невозможна свобода, поскольку отсутствует выбор. Духовность есть то, что объединяет вместе все механизмы высшего уровня. Без нее не может быть автономной личности.

А. Н. Леонтьев предлагает следующую формулу развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни. Эта формула «работает» лишь при наличии духовности личности. Только на основе духовности человеческая личность может обрести себя.

Категория «духовность» является прежде всего философской, поэтому обратимся к философскому пониманию данного феномена, который определяется многими философами как процесс поиска всеобщего и индивидуального смысла существования. Из этого определения ясно, что, во-первых, духовность понимается как процесс, т. е. динамичное образование; во-вторых, подчеркивается ее объективность и одновременно субъективность существования.

Вместе с тем духовность предполагает достаточный уровень развития самосознания и соответственно таких его сторон, как познавательной (самосознание), эмоционально-оценочной (самооценка), действенно-волевой (саморегуляция). По мнению Швейцера, только саморазвиваясь, познавая себя и окружающий мир, личность становится более духовной, расширяется и обогащается видение мира, миропонимание и видение себя в мире, своего места, своей социальной ниши.

В обыденной жизни духовность часто отождествляется с интеллигентностью и нравственностью. Проявление духовности многие видят в преданности традициям, культурным реликвиям. В понятие духовности нередко привносят иррациональный, магический, мистический, религиозный смысл. Трансперсональная психология вложила в понятие духовности смысл высших надличностных переживаний, свойственных не всем личностям. На каждой ступени своего развития духовность имеет «свое» страдание, переходя через которое, личность обретает жизненную мудрость, становится более духовной.

Выделяют следующие уровни духовности.

На нижнем человек живет по принципу «Победителя не судят». Такой человек отождествляет себя со своим телом, а свою деятельность — со своими потребностями, желаниями и эмоциями.

На среднем человек отождествляет себя с приобретенными стереотипами и может разувериться в смысле жизни.

На верхнем осуществляется переход от эгоцентризма к мироцентризму, от знания к пониманию.

На высшем человек обретает способность находить свое продолжение в другом человеке в переживании его радостей, страданий.

В. В. Знаков утверждает, что духовное состояние — это психологический (выделено мной. — С. Т.) феномен, характеризующийся тем, что человек временно не замечает внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия.

Таким образом, можно отметить, что проблема духовности личности как в психологической науке, так и в философии тесно связана со многими проблемами, в частности с проблемами самосознания, самоопределения и смысла жизни.

Если обобщить позиции ученых в определении феномена духовности, то можно отметить, что однозначного его толкования в науке нет, но есть некий общий момент для различных точек зрения, заключающийся в том, что духовность — атрибут психического, высшая ступень его развития. Духовность выражается в ценностях, которые трансформируются в определенные цели. Можно сказать, что духовность «сопровождает», опосредует человеческое развитие. Как пишет В. И. Слободчиков, появление в психологической науке такого предмета, как духовность, открывает перед психологией перспективу стать подлинным лидером, а во многом и законодателем в системе наук о человеке. В заключение хотелось бы отметить, что, возможно, в структуру личности входят не только названные выше, но и все психические процессы — такие как ощущение, восприятие, память, мышление и прочие, — но лишь в том случае, если это относится к данной конкретной личности, что:то близкое к понятию проприума Олпорта: не вся память, а лишь та ее часть или след, который остался у каждой личности. Допустим, на лекции студенты получают одну и ту же информацию от преподавателя, но слышат, запоминают, а потом, естественно, и воспроизводят разное. Та часть, которая запоминается конкретной личностью, и будет ее особенностью, причем характеризующей не только непосредственно память, но и всю личность в целом. Тогда мы столкнемся с характером, потребностями, ценностями, мировоззрением, направленностью, отношениями, установками, ролями, ответственностью, настроением и всем тем, что еще относится к понятию личность как субъекту социальных отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)