Духовное ведомство

Любезный N.

В близком будущем весьма возможна передача всех начальных школ в духовное ведомство, поручение руководства ими сельским священникам. Ведь это было бы вполне логично. С чего начать просвещение народа, как не с оглашения его основными истинами христианства? Ибо народ наш – крещеный, но еще не оглашенный.

Кому поручить попечение о наших бедных школах, затерянных в захолустьях, в кои едва заглядывает раз в год на полчаса учебное начальство, как не пастырю душ, единственному вполне грамотному человеку в околотке.

Интересно
Почему же одни слухи о такой передаче возбуждают в нашей образованной среде, даже между людьми верующими и церковными, – вопли негодования?Потому что когда Сютяев, бедный грамотейсамоучка, выучивший все Евангелие наизусть, обратился к местному священнику за разъяснением своих весьма уместных недоумений, этот пьяный священник швырнул ему Евангелием в голову.

Потому что само обращение крестьянина к священнику в подобных случаях – величайшая редкость. В девяноста девяти случаях из ста крестьянин обратится к доброму сельскому учителю, к Льву Толстому, ко мне, к какойнибудь пашковствующей даме. И это вовсе не потому, что он считал нас более своего священника сведущими в вещах божественных, а потому, что люди простые ищут в своих духовных руководителях хоть какого-либо приближения к христианской жизни, хоть какого-либо желания просветить их нравственно. Это естественно, это неизбежно.

Порочная жизнь священников ведет к явлениям, возмущающим душу. Толпа крестьян, приезжающая за двадцать верст слушать обедню, которая не служится; покойник, целые сутки со всем погребальным поездом ждущий отпевания; больной, умирающий без напутствия, хотя священник под рукой, – все это случайности, беспрестанно повторяющиеся в приходе, вверенном пьяному батюшке. Располагать прихожан к беседам о душевных их алканиях со своими пастырями подобные случайности не могут, тем более что сам пастырь от них решительно уклоняется.

Уклонение это не всегда происходит от одного отупения и лени, неизменных спутников пьянства; но также весьма часто от сознания своего недостоинства, от тайного упрека совести, не позволяющей священнику поучать словами тех, которых он развращает примером. Но от этого пасомым не легче.

Вот почему множество людей благомыслящих, горячих поборников церковного характера школы, смотрят на передачу этой школы в руки духовенства как на сугубую ложь, способную подорвать вконец уважение пасомых к их пастырям, вызвать небывалое еще в России сектантское движение.

Я лично смотрю на дело не столь мрачно. Есть в среде нашего духовенства доблестное меньшинство, по-христиански относящееся к своему призванию. Но не на него возлагаю я мои надежды. Меньшинство это тонет и гибнет среди враждебного ему большинства. Все мои надежды возлагаю на учащееся духовное юношество, в настоящую минуту – на Вас лично, коему пишу эти строки. Вас еще не засосала тина веками наросшего зла.

Глаза Ваши не закрыты, слух Ваш не прегражден для грозных знамений времени. Вы еще учитесь, Вы имеете время и думать, и чувствовать.
Вам предстоит, Вы призваны создать то духовенство, которое нужно Русской Церкви. Вы не можете не понимать, на какую высоту нравственную надлежит Вам стать, чтобы быть достойным этой задачи.

Поэтому обращаюсь именно к Вам, к Вам лично и в отдельности, ибо только из совокупности индивидуальных усилий создаются дела великие. Прежде всего станьте тем, чем Вы хотели бы сделать Ваших будущих учеников. В этом да поможет Вам Бог – и тогда с углубленной надеждой мне можно будет сказать Вам: помогите!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)