Дефицит государственного бюджета и основные источники его покрытия и макроэкономические последствия дефицита

Три состояния бюджета. При планировании и исполнении государственного бюджета возможно возникновение ситуаций трех типов:

  • баланс бюджета, когда доходы равны расходам;
  • профицит, когда доходы бюджета устойчиво превышают его расходы;
  • дефицит бюджета, когда расходы бюджета оказываются больше доходов.

В последнем случае правительство живет в долг. Для уменьшения величины «финансовой дыры» используются так называемые балансирующие статьи (продажа государственного имущества, повышение налоговых ставок и т.п.).

При анализе дефицита бюджета следует:

  • установить экономическую природу дефицита;
  • дать количественную оценку дефицита;
  • определить возможные источники покрытия дефицита;
  • определить последствия дефицита бюджета.

С учетом экономической природы дефицита выделяются структурный, циклический и военный дефицит.

Для отражения уровня дефицита бюджета принято использовать относительные показатели:

  •  удельный вес дефицита;
  • расходной части бюджета (процент «непокрытия» расходов);
  • удельный вес дефицита бюджета в объеме ВВП за год.

Реальный дефицит бюджета, который отражает истинное состояние государственных финансов, есть официальный дефицит плюс скрытый дефицит.

Причины сохранения устойчивого дефицита:

  • циклический спад объема выпуска (циклический дефицит);
  • активная государственная экономическая политика (увеличение инвестиций, сокращение налогов,
  • расширение льгот бизнесу;
  • провалы в работе по сбору налогов (кризис недоимок в бюджет);
  • кризисное состояние предприятий реального сектора экономики и резкое сокращение налогооблагаемой базы;
  • затянувшееся влияние неблагополучной фазы «политического цикла» (череда выборов, внеочередные выборы и т.п.);
  • активизация государственной социальной политики под воздействием демографических факторов (старение нации, снижение рождаемости).

Тип дефицита. В зависимости от типа проводимой государственной экономической политики различают:

  • активный дефицит, т.е. дефицит осмысленный, когда правительство осознанно идет на дополнительные расходы в связи с тем, что взят курс на финансирование стратегических проектов национального уровня;
  • пассивный дефицит, т.е. дефицит вынужденный, когда из-за снижения хозяйственной активности уменьшаются доходы бюджета, а правительство идет на новые социальные уступки и повышает заработную плату.

Дефицитное финансирование. Выявление опасности дефицита бюджета на стадии его составления заставляет правительство изыскивать дополнительные финансовые источники для его покрытия. Чтобы увеличить доходы, на стадии планирования бюджета правительство может предусмотреть:

  • увеличение в стране прямых и косвенных налогов, различных сборов;
  • увеличение объема распродажи государственного имущества;
  • использование на бюджетные нужды ранее созданных валютных резервов.

Если этих обычных мер окажется недостаточно, то придется включать так называемый механизм дефицитного финансирования. В качестве традиционных источников дефицитного финансирования бюджета выступают:

  • эмиссия денег (∆М), которая непосредственно направляется на покрытие государственных расходов;
  • кредит, получаемый в национальной банковской системе (∆К);
  • внутренний государственный заем, размещаемый среди населения страны (∆В1);
  • внешние заемные средства (∆В2) и пожертвования других стран, международных организаций.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)