Данные о развитии речи в детском возрасте

Изучение развития речи в детском возрасте заслуживает особенного внимания с точки зрения объективной психологии. Из этих исследований нас прежде всего должны интересовать те, которые изучают речь со стороны ее внешней формы. Сюда относятся исследования Sully, Gutzmann’a, Amenta, Fischer’a, Wundt’a, SteriTa и др.

Ряд других исследований, касающихся развития речи в связи с предшествующим развитием душевной деятельности и умственным развитием детей, и вообще все исследования, относящиеся к субъективной стороне речи, к каковым относятся в значительной мере исследования В, Ekonomo, Олтушевского, Lieder’a Frank, Meumann, Сикорского, FrentzeTfl и некоторых других, мало подходят к нашей задаче.

Гораздо большего внимания, с нашей точки зрения, заслуживают исследования Eyger’a трактующие роль инстинкта и подражания в развитии речи у детей исследования Tracy и Сотрагу, касающиеся значения жестов в развитии речи.

Начало членораздельной детской речи состоит в звукоподражании и из нескольких простых несложных звуков состоящих из одного или двух слогов. При этом первые звукоподражания и слова суть символы многочисленных предметов и явлений, сходных друг с другом в каком-либо отношении.

Первоначально при развитии речи происходит выработка разнообразных звуков. Это так называемый детский лепет который вместе с жестами является орудием общения ребенка с окружающим миром. Затем начинается ознакомление со значением отдельных слов и фраз и одновременно с тем начинают обозначаться по звук on од ражен и ю некоторые более простые слова и звукоподражательные же обозначения предметов.

Внешние формы в развитии речи выражаются тремя стадиями развития: крик, лепет и речь. Что касается крика, то его освещают в своих исследованиях многие авторы, но из них особенно останавливается на этом вопросе Gut/mann. Последний автор с помощью пневматического аппарата записывал дыхательные движения новорожденных и младенцев, причем убедился в полной некоординированности этих движений во время крика до развития у детей речи.

Таким образом, крик, очевидно, является способом выражения у детей еще в то время, когда о соответствующей координации дыхательных и гортанных движений, обнаруживающихся лишь позднее с развитием речи, нет и помина. Само собою разумеется, что вместе с развитием упомянутой координации и крик приобретает более или менее определенный характер, который мы находим у более взрослых лиц.

Что касается детского лепета, то исследования в этом отношении производились целым рядом исследователей, среди них Preyer, Paul, Wundt, Сикорский, Meumann, Stern, Китерманн и др. Этими исследованиями установлены, между прочим, различные формы проявления детской речи.

По взгляду некоторых авторов, особенно РаиГя и Wundt’a, своеобразные формы детского лепета являются собственно последствием коверкания языка мамок и нянек и, наконец, самих родителей при первоначальном обучении детей языку. Между тем другие авторы, как, например, A me n t, признают, что детский лепет не является изобретением нянек и матерей, но бесчисленного числа детей прошлых времен, причем няни и матери являются лишь передатчицами этого языка из поколения в поколение.

В пользу того, чо детский лепет есть язык естественный, а не привитой, говорит, по нашему мнению, тот факт, что и там, где не коверкают язык взрослых специально для детей, детский лепет сохраняет свои главные особенности, которые основаны на пользовании доступными произношению звуками для наименования предметов.

Иногда это наименование имеет лишь отдаленное сходство с действительным наименованием, но достаточно, чтобы раз произнесенное, оно было понято окружающими, и уже почва для его упрочения при дальнейших повторениях была готова.

Один из моих детей, например (в начале 2-го года), желая получить «хлеб с маслом, произнес неожиданно: «хлеб-ле-па», и с тех пор это название для него упрочилось так, что и на третьем году жизни он еще пользовался тем же выражением.
Само собою разумеется, что при этом возможны большие индивидуальные различия в зависимости от тех или иных внешних условий.

Нет надобности пояснять, что в развитии детского лепета играет существенную роль подражание, о чем мы имеем ряд исследований, и между ними подробную работу Ament’a. Этим подражанием объясняются не только первоначальные наименования предметов, но и дальнейший прогресс языка, состоящий в образовании форм речи, в приобретении окончательных форм слова и соответственном их значении.

Исследования Ament’a, основывающиеся на статистическом материале относительно слов, употребляемых детьми между 203 и 784-м днями жизни, показывают, что дети чаще всего пользуются существительными, затем следуют наречия и глаголы. Что касается богатства детского языка, то в этом отношении имеется ряд исследований, не вполне, впрочем, согласных между собою.

Так Prey е г и Tracy or редел я ют, что к двум годам оно достигает 300—700, тогда как другие признают эту цифру ниже действительной, М. С. Harlow Gale находит, что в двум годам число слов достигает 700, причем в ближайшие полгода оно увеличивается приблизительно вдвое. Ежедневно же дети пользуются 50—60% всего их запаса слов, а если считать все повторения, то в течение дня дети употребляют 5000—10 000 слов. Но само собою разумеется, что в этом отношении имеются огромные индивидуальные различия.

Чтобы сравнить эти данные с богатством языка взрослых, достаточно заметить, что лучшие умы насчитывают в своем распоряжении до 35 000 слов. Что касается способа развития языка, то у нормальных людей речь развивается под контролем главным образом слуха. Таким образом, слух является руководителем сочетательных движений гортани, языка и губ.

Но у глухих от природы, как известно, речь развивается под руководством зрения, а у слепоглухнх (известная М. Ериджмэн и Клерман) — под контролем осязания. Нельзя, конечно, исключить некоторого влияния зрения и осязания и в развитии речи у нормальных лиц; но все же преобладающее значение слуха здесь неоспоримо.

Тем не менее нужно иметь в виду индивидуальные типы в восприятии языка, которые отметил еще Lemaitre, признавший четыре основных типа: слуховой, зрительный, моторный и символическо-зрительный. Уже в этих типах надо видеть прирожденные условия, соответствующие развитию речи. Эта прирожденные условия дают возможность научиться языку с гораздо большей легкостью, чем это могло бы быть без этих условий.

Сам по себе детский лепет представляет собою не что иное, как результат взаимоотношения между прирожденным зачаточным языком, выражающимся произношением отдельных звуков, и уже сложившимися формами речи взрослого человека (Ament).

Филология также находит указания на происхождение отдельных слов из детского лепета, М. Schoof, например, признает, что названия различных степеней родства имеют свои корни в детском лепете.

Между прочим, немало внимания привлекал вопрос об отношении языка детей к языку рас, иначе говоря, вопрос о соотношении развития индивидуального языка и развитии языка общества. В этом отношении некоторые из исследователей, например, Олтушевский, Gut7mann Ament, Franke и др., пришли к выводу что развитие языка человеческих рас более или менее близко соответствует развитию человеческой речи начиная с детского возраста. Что касается наших наблюдений в указанном отношении, как и вообще наблюдений, касающихся развития человеческой речи, то они будут приведены ниже.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)