Бюрократия и определение политики

Никакое политическое господство не может быть только бюрократическим. Политика вырабатывается и осуществляется политическим классом, который занимает лидирующие позиции в политическом пространстве общества

«На вершине лестницы, писал Вебер, стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламентской аристократией…».

Но повседневная будничная работа ведется всегда силами специалистовчиновников, т.е. специальным аппаратом, деятельность которого не может быть приостановлена, без того, чтобы не вызвать серьезного нарушения в функционировании социального механизма. Взаимоотношения между политическим классом и бюрократией могут носить различный характер в зависимости от политического режима и состояния политического процесса.

Вебер полагал, в отличие от ряда других социологов, что бюрократический аппарат является политически нейтральным, и он не обладает никакими другими интересами, кроме как «интересами дела». С точки зрения Вебера, бюрократия, которая служит наиболее эффективным орудием управления в современном обществе, совершенно не подготовлена к тому, чтобы исполнять функцию определения государственной политики в силу отсутствия у чиновников необходимых для этого качеств лидера.

Бюрократия неизбежно сталкивается здесь с ограничениями, которые не могут быть преодолены в рамках самой бюрократической системы управления. По мнению Вебера, выбор политического курса не должен был осуществляться чиновниками. Присвоение бюрократией функции принятия политических решений расценивалось им как злоупотребление властью. Но нельзя забывать о том, что программа деятельности аппарата управления всегда служит определенным политическим целям и определенным политическим лидерам.

Политическая история ХХ века знает много примеров, когда в определенные периоды аппарат управления обретал свой собственный «политический интерес» и выходил, откровенно говоря, за рамки чисто управленческих функций, превращаясь на время в активного субъекта политического процесса. Именно так он вел себя, например, в период кризиса политической системы социалистического общества. Поэтому веберовская трактовка аппарата управления и бюрократии как политически нейтрального элемента носит во многом идеализированный характер.

Интересно
Современных чиновников отличает заинтересованность в уменьшении власти и значения любых неподконтрольных бюрократии социальных сил и, напротив, расширении сферы влияния самого управленческого аппарата. Как считал Вебер, бюрократия обладала немалыми возможностями успешно отстаивать свои интересы. Решающую роль при этом играла та власть, которой пользовался бюрократический аппарат.

Политическая практика многих обществ, том числе и нашего показывает, что политическая активность бюрократии наиболее значительна как раз в переходные для демократии периоды, когда происходит быстрое формирование новых политических институтов и утверждение новых правил политической игры.

Чрезмерная интервенция бюрократии в политический процесс, как правило, приводит к дисбалансу социальных интересов в результате искажается воли избирателей, а, следовательно – к нарастанию в обществе антидемократических тенденций. При этом следует понимать, что бюрократия выражает не только собственные корпоративные интерес, но и тесно связанные с ней интересы отдельных клиентел и лоббистских групп. Эта тенденция вызывает понятную озабоченность в научном мире. Например, в современном неоинституционализме, в частности, среди представителей Вирджинской школы П.Бернхольца.

В этом контексте представляет несомненный интерес и теория «эксплуататорского государства», согласно которой государство, используя монополию на насилие, пытается максимизировать собственные доходы и/или доходы группы, обладающей наибольшим потенциалом насилия и контролирующей государственный аппарат в ущерб благосостоянию общества.

Главная цель указанной группы – создание и поддержание такой структуры собственности, которая позволяет максимизировать ее доходы. Именно в этом и кроется причина систематических «набегов» государственного аппарата во все сферы взаимодействия людей, в т.ч. и политическую.

Поэтому в появлении феномена «партии власти», имеющего сугубо российскую специфику и не наблюдаемого в странах Восточной Европы, также можно видеть реализацию стратегии «эксплуататорского государства», стремящегося сохранить свое доминирующее положение на политическом рынке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)