Биосферно-ноосферное учение В.И. Вернадского

Ещё в тридцатых годах прошлого века В.И. Вернадский в логически ясной форме изложил своё биосферно-ноосферное учение и показал, что основной силой, преобразующей биосферу и создающей новые организационные формы существования жизни на Земле является научная мысль как функция живого вещества, продукт человеческой творческой деятельности.

При этом он отметил, что мощное преобразующее влияние человека на биосферу стало сказываться только в последнее время, в начале XX века, но ход этого влияния был подготовлен миллиардами лет существования биосферы.

Интересно
В.И. Вернадский оказал глубокое влияние на весь ход научной мысли; его биосферно-ноосферное учение стало тем мощным импульсом, который разрушил многие представления о взаимоотношении человека и Природы и показал новый путь развития, путь, предусматривающий наличие духовной доминанты, примат человеческого разума.

Поэтому многие вопросы современной науки рассматриваются сегодня именно с позиции мировоззрения В.И. Вернадского.

В середине прошлого века В.И. Вернадский опубликовал свою концепцию эволюции биосферы Земли как единого космического, геологического и антропогенного процесса.

В этой концепции он изложил и развил понятия о живом веществе и косной материи, о роли человечества в развитии биосферы, о мировом значении научной мысли как планетного явления и о неизбежности превращения биосферы в ноосферу (от греческого слова «ноос» – разум).

Биосферно-ноосферное учение В.И. Вернадского

В.И. Вернадский впервые со строго научной точки зрения последовательно и всесторонне обобщил и развил определение места и роли человека в биосфере. При этом он «оставил в стороне философские искания и опирался исключительно на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы».

Понятие «биосфера», т.е. «область жизни» было использовано в биологии в 1804 году французским учёным Жаном Батистом Ламарком (1744-1829); в конце XIX века австрийский учёный Э. Зюсс (1831-1914) использовал его в геологии.

В.И. Вернадский расширил это понятие, придал ему более глубокий смысл как «планетного явления космического характера».

Для обозначения совокупности населяющих Землю живых организмов, в том числе и человека, он вместо понятия «жизнь» ввёл понятие «живое вещество», справедливо полагая, что в философии, религии и культуре понятие «жизнь» всегда будет выходить за пределы «живого вещества».

По мнению В.И. Вернадского живое вещество есть совокупность живых организмов; концентрация живого вещества в биосфере максимальна в некотором тонком слое, называемом им «плёнкой жизни».

Следует подчеркнуть, и этот факт отмечает в своих работах В.И. Вернадский, что мысль о жизни как о космическом явлении существовала и ранее.

В конце XVII века голландский учёный Христиан Гюйгенс (1629-1695) в книге «Космотеорос», изданной по инициативе Петра I на русском языке в XVIII веке под названием «Книга мирозрения» выдвинул научное обобщение, что «жизнь есть космическое явление, в чемто резко отличное от косной материи». Это обобщение В.И. Вернадский назвал «принципом Гюйгенса».

По мнению В.И. Вернадского биосфера есть сложное планетное биокосное природное тело, которое отличается разнородностью строения, т.е. резким различием вещества и энергетики в форме живых и косных тел.

Человек является неизбежным проявлением природного процесса, длящегося примерно два миллиарда лет.

Он, как часть живого вещества, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды; он часть биосферы, функция биосферы в определённом её пространстве – времени; мыслить и действовать человек может только в биосфере, уйти из которой он не может.

Мозг человека со временем становится более совершенным (энцефалоз Д. Дана); процесс этот никогда не идёт вспять.

Интересно
По мнению В.И. Вернадского в начале прошлого века впервые в истории человечества в ясной и реальной форме проявилась геологическая сила – научная мысль, – подготовленная миллиардами лет существования биосферы и являющаяся функцией живого вещества.

Научная мысль является той силой, с помощью которой человек изменяет биосферу; это изменение происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

Научная мысль проявляется в форме вселенскости – охвата ею всей биосферы, всего человечества, – в создании новой стадии её организованности – ноосферы.

Она проявляется в форме логической обязательности и логической непререкаемости её основных достижений. Она не приводит к результатам, противоречащим тому основному процессу, созданием которого она является.

По существу, научная мысль, как проявление живого вещества, обладает свойствами направленности и необратимости.

В контексте этих рассуждений, В.И. Вернадский поставил интересный вопрос: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?». До сего времени научно этот вопрос не решён.

Эволюция биосферы, по мнению В.И. Вернадского непосредственно связана с усилением эволюционного процесса живого вещества.

Он выдвигает как эмпирическое обобщение следующий тезис: «… мы должны отметить и учитывать, что процесс эволюции биосферы, переход её в ноосферу, явно проявляет ускорение темпа геологических процессов.

Тех изменений, которые проявляются сейчас в биосфере в течение (последних) немногих тысяч лет в связи с ростом научной мысли и социальной деятельности человечества, не было в биосфере раньше». Человечество становится мощной силой, способной в своих интересах перестроить биосферу.

Переход биосферы в ноосферу является природным явлением, более глубоким и мощным, чем человеческая история. Он отвечает биологическому единству и равенству всех людей и требует проявления человечества как единого целого не только в аспекте личности и государства, но и в планетном масштабе.

Человечество как живое вещество становится единым целым, с единым информационным пространством, т.е. становится функцией биосферы в определённом её пространстве – времени.

В рассматриваемом контексте важным является утверждение В.И. Вернадского о том, что ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы, а основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания. Процесс этот непрерывный и необратимый, и в общих случаях независимый от человека.

Из рассматриваемого биосферно-ноосферного мировоззрения В.И. Вернадского можно выделить, по крайней
мере, три обобщающих положения, крайне важных для понимания роли человека, роли науки и научного знания в общей концепции устойчивого развития:

  • человечество является важнейшей силой, определяющей все процессы, протекающие в биосфере; эволюция биосферы выделила человека как важнейшую силу, преобразующую биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого»; вместе с тем, доля человечества в живом веществе Земли не может возрастать бесконечно, существует некоторый критический предел, после которого может включиться механизм самоистребления;
  • человечество должно стать и уже сейчас становится пространственно распределённым надорганизмом, обладающим единым информационным полем, существующим в едином пространственно-временном континууме и управляемым в общем случае едиными биологическими и общественными законами;
  • основной движущей силой эволюции человечества и, следовательно, основным показателем биосферы и её более организованной формы – ноосферы является рост научного знания, что, по сути, устанавливает примат человеческого разума в формировании мировой истории и перестройке биосферы.

И ещё одно важное эмпирическое обобщение: геологическая роль человека позволила ряду учёных говорить о наступлении новой эры: Л. Агассис (1807-1873) в 1851 году назвал её эрой человека.

Позже Ч. Щухерт (1858-1942) назвал её психозойской, а А.П. Павлов (1854-1929) – антропогенной эрой. Последнее название наиболее созвучно с концепцией устойчивого развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)